Современных и квалифицированных рабочих остро не хватает во всех отраслях, признал на заседании правительства Дмитрий Медведев. Наша страна присоединилась к движению WorldSkills Competition, которое организует во всем мире конкурсы будущих специалистов. В стране уже проведены национальные соревнования по профмастерству среди молодежи. Планируется провести чемпионат мира 2019 года в России. А пока рабочие профессии у нас, надо признать, непрестижны. Тем не менее некоторые инженеры, которых «тянули за уши» в школе, а потом в вузе, на должности инженера ощутив себя нулями без палочки, переквалифицируются в рабочие – платят достойно и людям в глаза глядеть не стыдно. Об этом мне рассказали в Рязани.
Рязанский политехнический колледж студенты называют домом на Солнечной, и не только потому, что он расположен на улице Солнечной, но в большей степени потому, что в слово «солнечный» они вкладывают особый смысл. Им нравится здесь учиться, тем более что среди них немало ребят из трудных, неблагополучных семей, а также тех, кого в школе считали учениками «второго сорта». Здесь они встречают сочувствие и понимание и в итоге раскрываются, у них повышается уровень самооценки.У каждого учебного заведения, как и у любого человека, есть своя биография. Днем рождения этого колледжа считают 1 апреля 1986 года. Тогда он назывался профессиональным училищем №39. Оно готовило кадры и продолжает сегодня готовить для крупнейшего в России Рязанского приборостроительного завода, выпускающего радиоэлектронное и другое оборудование, используемое в авиации и космонавтике.В 90-е годы, когда резко сократилось промышленное производство, чтобы выжить, училищу пришлось расширить число специальностей, востребованных в то время, – начали выпускать бухгалтеров, делопроизводителей, парикмахеров.Завод же, переживая очень тяжелые времена, всячески поддерживал училище, хотя его выпускники ему в ту пору не были нужны. Именно тогда, в 1991 году, оно стало лицеем. В связи с изменившимися социально-экономическими условиями были введены образовательные программы, которые позволяли подросткам получать не только начальную профподготовку, но и среднее профессиональное образование. В 2007 году был создан ресурсный центр радиомонтажного профиля. Появилась мультимедийная техника.А через два года лицей превратился в политехникум. К нему были присоединены два профтехучилища. А год назад он стал политехническим колледжем.Сегодня здесь действуют два ресурсных центра – радиомонтажного и металлообрабатывающего профиля. Обучение в этих центрах дает возможность ученикам овладевать современным оборудованием и станками, а значит, они выходят из стен колледжа специалистами, в которых остро нуждается рязанский рынок труда.- Главная специальность – «технология машиностроения», которая в последние годы коренным образом изменилась. Сегодня она, как никогда, актуальна, – говорит директор колледжа Анатолий Смыслов. – Владеющие новейшей технологией специалисты помогают создавать новую технику, опираясь на компьютерную технологию. Именно такие кадры готовит наш колледж. Нам удалось сохранить и начальное профтехобразование. Теперь к нам выстраивается очередь работодателей за выпускниками рабочих специальностей. В основном разбирают монтажников, слесарей, токарей.Сегодняшние профтехучилища в любом регионе страны, какого бы направления они ни были, решают одну и ту же проблему: где взять учеников, или, вернее, студентов. Раньше их с удовольствием поставляли школы: там не нужны были лодыри, двоечники, трудновоспитуемые, таких всеми правдами и неправдами выпроваживали в ПТУ. Обычно в школе если девятых классов было три, то десятый оставался только один, в крайнем случае два. Остальных выпроваживали доучиваться в училища. Однако и в те времена с набором были трудности.Теперь ситуация поменялась на прямо противоположную: с тех пор как было введено подушевое финансирование, школы всеми силами удерживают слабых учеников, тянут за уши тех же лодырей, двоечников, прогульщиков, держатся двумя руками за каждого подростка, даже если он не способен и не желает учиться в старших классах.Появилась и другая причина: у нас излишне «гостеприимные» вузы. Они принимают, как правило, всех желающих получить диплом о высшем образовании. Особенно ждут тех, кто согласен учиться за плату. И конечно, многие ребята идут в технический вуз, даже если не имеют представления о законах небесной механики Ньютона, не говоря уже о том, что многие абитуриенты не знают, сколько падежей в русском языке и как они называются. Частные вузы готовы принять кандидатов в студенты с любыми баллами, лишь бы родители платили за обучение своих детей.Третья, не менее важная причина – поголовный настрой родителей на интеллектуальный труд, «чистую работу» для своих детей. Они считают, что их дети во что бы то ни стало должны получить высшее образование – учиться в училище, или теперь в колледже, непрестижно, даже стыдно перед друзьями и знакомыми, у которых все дети студенты.Вот эти три основные причины непопулярности среднего технического образования можно считать субъективными. Но есть и объективные – назовем недостаточное финансирование, которое серьезно тормозит развитие начального и среднего профессионального образования, недостаточно развитую учебно-производственную базу.В итоге порой складывается непредвиденная ситуация на производстве. Выпускники технических вузов, которые получили шапочное знакомство сначала с небесной механикой, а потом и с сопроматом, попав на предприятие, из-за отсутствия достаточных знаний и навыков очень скоро начинают ощущать свою профнепригодность на месте инженера. Нужда заставляет оставить амбиции и менять инженерную должность на специальность токаря, слесаря, монтажника, захватывая места более подготовленных выпускников колледжа или техникума.Все эти ситуации очевидны и для работодателей, и для школы, и для родителей, и для профтехучилищ. Квалифицированных рабочих на наших предприятиях не хватает еще и потому, что выпускников колледжа, как правило, тут же забирают в армию, а по возвращении у них нередко меняются планы, и они выбирают другую работу.- Мы готовим специалистов по металлообработке и радиотехнической промышленности, – продолжает разговор директор колледжа Анатолий Смыслов. – Это основная наша задача. Потребность предприятий в рабочих кадрах мы удовлетворяем только на 25%. Перед промышленностью стоит проблема каким-то образом находить еще 75%. Требуются в основном рабочие. Тем не менее работодатели специалистов со средним специальным образованием воспринимают хуже, относятся к ним с недоверием.В советское время на Рязанском приборостроительном заводе работали 14 тысяч рабочих, теперь вдвое меньше. Но надежда есть – предприятие идет на подъем. Некоторые родители, узнав о начавшемся расширении производства на заводе, о хороших стабильных заработках, приводят в колледж своих детей. Но таких случаев не так много, в основном студентами становятся ребята из семей с малым достатком, потому что им нечем платить за высшее образование. Приходят сами те же «трудные» подростки, недоучки, для которых колледж – спасение, отвлекает от дурных компаний. Здесь их принимают наравне со всеми, проходит какое-то время, они выпрямляются, уже не смотрят недоверчиво, в колледже чувствуют себя своими, а главное – с гордостью говорят: «Я учусь в политехническом колледже».Это характерно для всех выпускников колледжа – они гордятся им, рассказывают о нем друзьям, прославляют его, уже став рабочими. Об одном примере рассказал Анатолий Федорович. Вот, скажем, Андрей Игнатов пришел сам после 11-го класса, ему сразу здесь понравилось. Учился с удовольствием, считался лучшим студентом. Ему очень хотелось делать сложнейшие приборы своими руками. Когда после пришел работать на завод, то и там скоро преуспел, стал лучшим станочником. Любые сложные задания поручали именно ему. Порой и инженеры советовались с парнем. Вот тогда-то он решил получить высшее образование. Легче идти вверх, пусть даже и по крутым ступеням, решил Андрей. Это, несомненно, лучше, чем окончить вуз и пойти в рабочие. Андрей в университете был одним из первых. А после окончания вуза его взяли на знаменитый завод имени Хруничева, где дослужился до начальника цеха.Надо сказать, что юноши и девушки, поступившие в колледж, раньше взрослеют, нежели в школе и даже в вузе. И этому способствует практика на производстве, во время которой подростки выпускают уже готовую продукцию и получают за это зарплату. Практика есть на каждом курсе. Ее значение велико. Студенты постигают суть профессии, и именно в это время работодатели присматриваются к ним и часто определяют, кого из них они возьмут на работу.Многие ребята на заработанные деньги еще студентами покупают машины, конечно, недорогие. А уже к моменту выпуска из колледжа меняют их на более привлекательные модели. Бывает, что и родителям помогают. Со временем большинство выпускников колледжа становятся классными специалистами, уважаемыми людьми.Знания, которые студенты получают в колледже, по уровню близки к подготовке бакалавра. А поступить в вуз они могут, не сдавая ЕГЭ.Известна истина, что без достаточного количества высококвалифицированных умелых рабочих нам не поднять промышленность на современный уровень. Это одна из главных фигур производства наряду с инженерами, конструкторами, проектировщиками, но только почему-то об этом не говорят. Поднять престиж рабочих профессий может система образования. Прежде всего надо перестать оценивать работу школ по количеству поступивших в вуз выпускников. Бывая в школах, я обычно слышу: «Наши ребята получают хорошие знания, большинство наших выпускников учатся в университетах и академиях». И ни разу не слышала, сколько школа дала студентов в профтехучилище, колледж. Ни в одной сельской школе ни разу не обмолвились, что кто-то из выпускников пошел на сельскохозяйственное предприятие или стал фермером.Само содержание слова «рабочий» давно изменилось, термин «синие воротнички» безнадежно устарел. В наше время нет рабочих в прежнем понимании этой профессии – как человека неквалифицированного и физического труда. На современном высокотехнологичном производстве синие халаты сменились на белые, а обычные станки – на станки с числовым программным управлением. Прежде чем приступить к выполнению очередного задания, токарю или фрезеровщику необходимо включить интеллект, и математику и физику в колледже они учат не для общего развития, а для реального дела.Рязанская область
Комментарии