Спросил недавно своего коллегу Владимира Петровича Зубова, в недавнем прошлом завуча одной из самых лучших школ района, что же заставило его уйти из нее.
– Полное отсутствие перспектив учительского труда, – ответил прямо учитель с тридцатипятилетним стажем.
– Но выпускники-то ваши поступают в престижные вузы. Вон Марина Таранова по результатам ЕГЭ в столичный вуз принята. Это ли не показатель результативности и востребованности учительского труда? Ведь по нынешним временам пробиться девочке из глубинки в престижный столичный вуз непросто. Да еще с правом обучения на бюджетные деньги. Честь и хвала сельским учителям! – попытался возразить я Зубову.
– Вот именно, что только честь и хвала, и больше ничего, – грустно пошутил Владимир Петрович. – Мы живем в такое время, когда положение человека в обществе оценивают по другим параметрам: дорогая машина, богатый дом, достаток… А много ли состоятельных педагогов в районе?
Возразить, конечно, нечем. Все верно. Профессия наша сегодня, увы, самая непрестижная. Мужчины-педагоги вынуждены уходить из школы, чтобы прокормить семью. В нашем районе к нынешнему учебному году мужская половина педагогического корпуса сократилась на 130 человек.
В школах Почепского района к началу нового учебного года ждали выпускников Брянского педуниверситета. Роно своевременно дало заявку на шестнадцать молодых специалистов. На призыв откликнулся только один юноша, да и тот остался работать в городской школе. Часть учительских вакансий заполнили выпускниками Трубчевского педагогического колледжа. Да и они – всего-то шестеро – капля в море при нынешнем острейшем кадровом голоде на сельских учителей. А чем можно заманить молодых специалистов в село? Помню, как в восьмидесятые годы мне, молодому учителю русского языка Смельчской школы, председатель колхоза говорил так:
– Надумаешь у нас пустить корни, квартирой обеспечим в два счета, с живностью поможем, с кормами.
Зарплата была у меня такая, что прокормить мог спокойно семью. В первый год получал 140 рублей (по нынешним временам это примерно 15 тысяч).
А сегодня и рады бы руководители хозяйств помочь молодым учителям, да нечем. Вот так и живем. Куда ни кинь – всюду клин. Горькие времена наступили для сельской школы. Что нас ждет в ближайшем будущем, догадаться нетрудно. Действительно, у одних – капитализация, у других – деградация.
Олег ХОМУТОВ, Почеп, Брянская область
Комментарии