Форум – масштабное понятие и многоаспектное событие. Таким и стал «Евразийский образовательный диалог», который собрал в Ярославле более 800 участников – представителей органов власти, педагогов, ученых, экспертов из 59 регионов России, а также Монголии, Китая, Сербии, Белоруссии, Кыргызстана, Армении, Таджикистана, Узбекистана. На зов Минпросвещения России и правительства Ярославской области всегда с удовольствием спешили, традиция эта существует с 2010 года, но сейчас, после пандемийного дистанта, особенно важно живое общение. К тому же и тема форума 2023 года актуальная: «Русская педагогическая школа К.Д.Ушинского – национальное достояние России». Участники события общались на всех уровнях. В аудиториях Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, где дискуссии шли в небольших группах. На пленарных заседаниях в концертно-зрелищном центре «Миллениум», где «сверяли часы» всем миром. (Причем в прямом смысле этого слова, ведь зарубежные гости приехали не только поучиться у российских коллег, но и рассказать о своем опыте.) Общались, оказавшись на соседних местах в экскурсионном автобусе, – организаторы предоставили чудесную возможность насладиться достопримечательностями древнего Ярославля.
Вдохновили!
Признаюсь, я впервые попала на «Евразийский образовательный диалог», но мне сразу понравился подбор модераторов первого пленарного заседания: директор Департамента образования Ярославской области Ирина Лобода и ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Михаил Груздев. Их умные, творческие, лапидарные высказывания направляли докладчиков и слушателей, создавали прекрасную дружескую и вместе с тем серьезную атмосферу. Позитивный настрой передавался выступившим, которые сумели нас вдохновить!
Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора: «Нам упорно вбивается мысль, что у нас образование очень слабое. Это штамп – слабая школа, слабое образование. И эта мысль ничем не подкреплена, никакими исследованиями, никакой статистикой. Как правило, это домыслы. Мы должны нашими результатами гордиться, но не зазнаваться, двигаться вперед. Мы должны больше верить в себя».
Приветственные слова участникам форума передал министр просвещения РФ Сергей Кравцов: «В нынешнем году, объявленном в России Годом педагога и наставника, международное взаимодействие в сфере образования, воспитания детей и молодежи обретает особую, ключевую роль».
Галина Меркулова, председатель Общероссийского Профсоюза образования, в своем приветствии отметила: «И в XXI веке идеи великого педагога-практика актуальны: современный учитель, владеющий информационными технологиями и различными методиками, может найти в трудах Константина Дмитриевича Ушинского самое главное для своей профессии – вдохновение».
Дальнейшие выступления на пленарном заседании показали, что Галина Ивановна права: идеи, мысли, замечания Ушинского, вычитанные в различных его произведениях, вдохновили многих.
Ушинский – наше будущее
Да не удивит вас такой подзаголовок. Его я взяла из очень искреннего выступления митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Евгения:
– Ушинский – наш фундамент, предок, учитель. Но если познакомиться с его жизнеописанием, историей его творческого пути, Константин Дмитриевич Ушинский – это, безусловно, наше будущее. Легко совмещается несовместимое. Те перышки, которыми учил писать по бумаге Константин Дмитриевич, – это не что-то давно забытое, ушедшее на фоне компьютеров. Педагогическая технология чистописания сегодня прекрасно сочетается с новейшими информационными технологиями. Счет на палочках, который популяризировал Константин Дмитриевич, помогает современному ребенку понимать самые сложные процессы, которые связаны с вопросами искусственного интеллекта или нанотехнологиями.
Ушинский заложил основы научной педагогики, выдвинул и обосновал идею народности воспитания. Обозначил важнейшие средства воспитания: религия, природа, предания, поэзия, промышленность, литература – все, из чего слагается историческая жизнь народа.
Ушинский говорил о приоритете воспитания, его нравственном воздействии на личность. Замечательно, что мы сегодня возвращаемся к важности воспитания по пророческому слову Ушинского.
В финале своего доклада владыка сделал всем замечательный подарок – ссылку, по которой можно скачать фильм телеканала «История» и Фонда святой Екатерины «Константин Дмитриевич Ушинский: отец русской школы». Ну а я передаю ссылку вам: https://disk.yandex.ru/d/wgCgTtlHOzjXTQ.
Все спикеры говорили о современности произведений Ушинского, о том, что его идеи воплощаются в жизнь сегодня. Среди тех, кто давно размышляет об этом, – директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент РАО Елена Казакова. Выйдя на сцену, она призналась:
– Обычно, когда приезжаю в Ярославль, привожу с собой издание произведения Ушинского «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» 1879 года, это мой талисман. Но я перестала это делать, потому что однажды зашла в библиотеку ЯГПУ и подумала, что хвастаться мне нечем.
Елена Ивановна улыбнулась и заговорила серьезно:
– Сегодня этот текст я буду читать вместе с вами. Наш век называют веком антропологического поворота. Как минимум в педагогическом образовании. Поворота одновременно вперед и к истокам. Горжусь, что живу в стране, где есть такой ученый, как Константин Дмитриевич Ушинский, который в 1970 году предсказывал и описывал сущность этого поворота. Мне бы очень хотелось уговорить всех, кто собрался в этом зале, взять произведения Ушинского и на самом деле вчитаться. Это поможет многое понять.
Вот одна из тех цитат ученого, которые привела Елена Казакова: «…педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе… к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек».
Кадры идут в рост
После пленарного заседания участники форума разошлись по трем конференциям. Одна из них называлась «Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования».
Проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова, пояснила, открывая встречу: «Наша конференция посвящена вопросам развития кадрового потенциала. Академия Минпросвещения России вместе с коллегами из региональных институтов развития образования, повышения квалификации и структурами, которые отвечают за профессиональный рост педагогов, – все мы заинтересованы в том, чтобы воспользоваться теми идеями, которые сегодня у нас на конференции будут высказаны».
Моего коллегу, научного руководителя Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования, зав. лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров РАО Раиса Загидуллина представил другой модератор конференции, зам. директора Департамента образования Ярославской области Александр Гудков: «На протяжении долгого времени партнером форума является Общероссийский Профсоюз образования. Всегда свежий взгляд на проблематику – визитная карточка профсоюза».
Раис Рамазанович говорил о переходе от дополнительного профессионального образования педагогов к непрерывному развитию. Он сформулировал четко и емко девять тезисов:
- Современный социокультурный тренд развития фиксирует переход от линейности к нелинейности. От функций к компетенциям, от должностей к позициям, от коллективов к сообществам, от систем к пространству. И если первые – жесткие, иерархичные, то вторые – гибкие, ситуативные, более жизнеспособные.
- Сегодня нужно обеспечивать переход от системного развития к пространственному. Появляются запросы на коллективный субъект деятельности. Субъектом выступает весь педагогический коллектив.
- Одна из возможных форм пространственного развития – профессиональные сообщества, которые выступают как самообучающиеся организации.
- Одна из единиц содержания – профессиональные задачи, которые стоят непосредственно перед педагогами, работающими в конкретных образовательных организациях.
- Многообразные профессиональные позиции должны быть сформированы учителем самостоятельно. Эти новые профессиональные позиции должны быть выделены и нормированы. И отданы на реализацию институтам повышения квалификации.
- Управление трансформируется. У него появится новая функция – научно-организационное сопровождение.
- Субъектная позиция учителя – он сам автор своего продуктивного профессионального действа. Процедуры диагностики надо отдать профессиональному сообществу и школам.
- Есть запрос на специалиста по развитию кадров – он поможет учителю сориентироваться.
- Давайте в Год педагога и наставника уйдем от понятия «профессиональные дефициты», придем к новым профессиональным потребностям.
Представляю, как вам захотелось оказаться среди участников форума. У вас есть возможность скачать и изучить презентации спикеров на сайте «Евразийского образовательного диалога»: http://forum-yar.tilda.ws. Хорошей вам учебы!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии