Времена меняются, и репортаж, жанр СМИ, рожденный в первой половине XIX века, сегодня прочно ассоциируется с телевизионной картинкой. Репортаж с первосентябрьской линейки или митинга, из зала суда или с вершины Эвереста, из лаборатории Сколково или страны, пораженной коронавирусом… Однако и газетные, журнальные репортажи не пропали из печатных изданий, хотя их и стало меньше. Наверное, потому, что создание письменного репортажа требует времени и эмоциональных усилий. Не просто сказать, что думаешь о выступлении рок-группы на школьной елке («Было круто!»), но описать, как они выступали, какой был свет, звук, как улыбалась самая красивая старшеклассница, когда парень пригласил ее на танец под рок-балладу…
В общем, вы уже поняли, создание текста в жанре репортаж – это перенос увиденного, услышанного, прочувствованного на бумагу, передача на словах того, что можно сфотографировать, о чем снять видео. Трудная задача? Конечно. Но очень привлекательная!Вы словно превращаетесь в писателя, задумавшего роман. И одновременно вы – главный герой вашего произведения, потому что хороший репортаж пишется от первого лица, лица автора. Ваша задача – помочь читателю статьи увидеть событие как будто своими глазами.Как создать на письме эффект присутствия? Внимательно слушать, смотреть, обращать внимание на детали. Перенесите в текст звуковую палитру события (представляю, как бы описала разводку Дворцового моста в Санкт-Петербурге!), обратите внимание на цвет и свет – например, вы пишете о летнем лагере, вечерних посиделках, как же забыть про отблески костра, которые ложатся на лица счастливых детей? Пасмурную погоду, которая чуть не испортила субботник, тоже можно описать так, что вашу статью будут читать не отрываясь. Не забудьте про ритм события, о котором рассказываете, – это можно быть очень медленное и скучное собрание, а может и задорный, динамичный мастер-класс… Кстати, ритм, который вы прочувствовали и перенесли в статью, придаст вашему тексту достоверность, да и читабельность, конечно.В репортаже обязательно надо использовать глаголы и глагольные формы – они передают движение реальной жизни. Большое количество эпитетов делает текст статичным. Но и без средств художественной выразительности не обойтись – тех же эпитетов, сравнений, метафор… Только помните, что вы создаете реальную картинку, а не абстрактный художественный образ. И, конечно, впустите в ваш репортаж диалоги – они очень оживят повествование.Когда я рассказываю о жанре репортажа школьникам, всегда цитирую замечательные статьи чехословацкого репортера Юлиуса Фучика, автора знаменитого «Репортажа с петлей на шее», казненного фашистами. До войны он писал замечательные репортажи на самые разные темы. Например, «Берите рекламы!» (1933 год), цитирую фрагмент: «Уже четверть часа я переминаюсь здесь с ноги на ногу и считаю: тридцать семь, тридцать восемь, тридцать девять, сорок… пятьдесят девять – за четверть часа. Двести восемь в час. Отчаянный холод! Подбородок окоченел и отвисает, как тяжелая гиря, восемнадцатиградусный мороз поднимается по ногам от мостовой до самых колен, пальцы мерзнут даже в карманах зимнего пальто… а он – совсем без пальто, и его синие руки, не переставая, механически берут и протягивают прохожим все новые и новые листочки».Не правда ли, тут есть и цвет, и ритм, и эффект присутствия, и реалистичные детали?Попробуйте себя в этом творческом жанре. У вас получится!
Комментарии