search
main
0

Жалоб нет, ребенок в норме! Проблемы и трудности приемных семей приходится решать самим родителям

С Любовью МОРОЗОВОЙ мы встретились на первом Московском форуме приемных семей, который проходил недавно в столице. Рассказ о семье – у Любови и Владимира Морозовых растут шесть приемных и двое родных детей – был рассказом и о типичных бедах и трудностях, которые знакомы каждой многодетной семье. Говорила энергичная мама восьмерых детей очень аргументированно и веско, порой даже жестко. Имела такое право. Любовь Сергеевна Морозова – опытный педагог, почетный работник образования города Москвы, автор девяти книг для детей. По ее авторской методике обучения и развития малышей сейчас работают многие детские дошкольные учреждения России. Мой первый вопрос к героине не отличался оригинальностью.

– Любовь Сергеевна, как вы решились принять чужих детей в свою семью?- Хотите верьте, хотите нет, но с юности подумывала о том, что у меня будут не только родные дети. Никакого примера приемной семьи у меня перед глазами не было. Но случилось так, что младший сын перенес в детстве онкологическое заболевание – лейкоз. Балансировал между жизнью и смертью лет пять. Выздоровел, окреп, и когда ему было уже лет девять, то я наконец-то озвучила свою мечту о приемной дочке мужу и детям. Муж отнесся к этому как к моей блажи, скептически. Сыновья же приняли на ура, особенно когда я им рассказала, что есть в жизни такие дети, у которых вообще нет родителей. Оказывается, они об этом и не догадывались.Муж согласие дал только после первого посещения детского дома. Вечером сказал: «Бери кого хочешь. Хуже, чем там, ей у нас не будет».Дочку мы изначально искали дошкольного возраста, но не младше 4 лет. Но тогда, конечно же, никто и не планировал, что через десять лет приемных детей у нас уже будет шесть и это станет делом всей нашей жизни.- Как строится день многодетной мамы?- Как в любой семье с детьми. У нас сейчас 4 школьника (9, 8, 4, 3-й класс) и один студент колледжа. Собираемся до Нового года принять еще двух детей-школьников.Утром в будни дети встают от 6.30 до 7 часов (по очереди, чтобы не было столпотворения ни в ванной, ни в туалете), завтракают, одеваются и идут в школу. Если, конечно, никто не болеет. Я могу в эти полдня заняться работой или по дому, или по закупке продуктов, или посвятить время себе, любимой. А может быть, придется провести эти часы в зданиях суда (Москвы и Подмосковья, в зависимости от прописки детей), или в различных государственных конторах по оформлению, по регистрации, по приватизации, по сбору различных бумажек. А это и очереди, и непонимание. Но сейчас они меня не раздражают, как раньше. Привыкла. Правда, иногда обижает излишняя подозрительность некоторых компетентных органов, предвзятость. На это, конечно, уходит много сил и нервов, которые очень бы пригодились мне к вечеру, когда все дети дома.Но «все дома» бывают очень редко. Только ночью. У моих ребят интересы разные. Поэтому и кружки они посещают разные. Правда, спортом увлекается только один, но мы с этим смирились.Что мы делаем всей семьей? Путешествуем в разные города России и на машине, и на поездах дальнего следования. Очень увлекательное и полезное занятие.К сожалению, принимая подростков из асоциальных семей и детских домов, сразу же сталкиваешься с их примитивным кругозором и слабым словарным запасом. Поэтому так важно общение, которое очень заметно поднимает самооценку наших ребят.Вечером я иногда сама вожу младших на кружки (им очень приятно такое личное внимание), проверяю уроки, контролирую старших. Между ребятами распределены обязанности по дому. Существует правило: «Сделал дело – гуляй смело!». Также я два раза в неделю подрабатываю для души – готовлю дошкольников к школе в детском центре.Все можно успеть за день, если все толково и умно распланировать заранее.Самые напряженные дни – когда кто-то из детей только начал проходить адаптацию. Есть такое неписаное правило: принимая в семью ребенка из государственного учреждения, родитель должен все делать сам:- лечить (разбираться во всех тонкостях телесных и душевных недугов своих «подранков»);- учить (вникая в тонкости общих и коррекционных программ);- раскручивать клубки юридических нестыковок во многих документах детей, заниматься разборками с кровными родителями и другими родственниками принимаемых;- вникать в саму суть риелторских подводных камней, занимаясь квартирными вопросами приемных детей, и многое другое.Часто на это уходит намного больше сил и энергии, чем на самого ребенка, принятого в семью.- Какие открытия, позитивные и негативные, вы делаете, приведя нового ребенка в семью?- Есть золотое правило «приемства» – все тебе врут…Исходя из этого, обязательно удивят диагнозы, поставленные в детском доме ребенку, и все обещания относительно характера и поведения опекаемого. Благо если в лучшую сторону, что тоже не редкость.Намного печальнее констатировать у ребенка в первые часы пребывания в семье, что он, например, практически глухой! Это было с нами! Никто в детском приюте почему-то не заметил, что ребенок общается с миром, считывая всю информацию по губам говорящего! Когда мы со страхом привели ребенка к лору, то он нам сказал, что скорее всего в уши ему никто не заглядывал.Кстати, все детдомовские диспансеризации проштампованы были в его медкарте так: «Диспансеризация пройдена, жалоб нет. Все в норме».Знаю пример, когда подросток смог получить необходимые для его здоровья очки со специальными линзами, только попав к приемным родителям. До этого у него даже в карте не было написано о болезни глаз, прогрессирующей с раннего детства. Везде стоял штамп окулиста, проводившего диспансеризацию в московском детском доме, – «все в норме».Я считаю, что дети, взятые под защиту государства, должны иметь гарантию на добросовестное медицинское наблюдение! А виновные в таких проколах должны быть наказаны если не уголовно, то хотя бы на профессиональном уровне.- А были ли у вас, Любовь Сергеевна, конфликты со школьными педагогами?- Не без этого, ведь педагоги даже подчас и не догадываются, что у приемного ребенка есть определенные особенности в развитии. Что особенно расстраивает: иногда учителя не пытаются разобраться в конкретной ситуации. Сразу же приклеивают ярлык. Например, несколько лет назад как-то вечером мне позвонили знакомые учителя, кто с сочувствием, а кто и с осуждением: «Ваш ребенок сегодня в школе около столовой выпрашивал деньги у прохожих». Когда я стала разбираться в происшествии, то выяснилось, что мой первоклассник, пронаблюдав, как этим занимаются старшеклассники в той же школе, выпрашивая деньги на сигареты, быстро пристроился рядом.У меня сразу же возник вопрос: интересно, хоть одному из этих старшеклассников кто-нибудь из учителей позвонил домой и предлагал маме «сдать его обратно, а то вы только намучаетесь с ребенком с такими генами»?Была ситуация с другим моим воспитанником, когда учительница постоянно писала в органы опеки, что ученик систематически не делает домашние задания. Наверное, это был намек на то, что опекун не справляется со своими обязанностями. Не знаю, чего хотела добиться та учительница… Впоследствии по рекомендациям специалистов мы перевели ребенка в коррекционную школу, и все домашние задания тот стал сразу же выполнять с огромным удовольствием.Я сама много лет работала педагогом. Видела немало успевающих и неуспевающих детей или просто лодырей. Видела и «умные» наглядные материалы и учебники, по которым практически нельзя ничему научить детей, если они имеют даже самые незначительные отклонения и в здоровье, и в развитии.- Какие еще подводные камни ожидают приемных родителей?- Не секрет, что некоторые современные авторы учебников начальной школы почему-то считают, что мозг любого ребенка уже готов решать немыслимые алгоритмы по математике (над которыми даже мне, человеку с высшим образованием, приходится ломать голову) и познать сразу же все тонкости русской фонетики, причем сразу же правильно записывая транскрипцию слов, подчас не умея их толком прочесть. Речь идет о первом классе!Все эти трудности с обучением бывают у любого родителя. А приемный сталкивается еще и с тем, что, например, получив подростка 12 лет из детского дома с годовыми оценками без троек, в первой же четверти понимает, что общую программу обычной школы тот вытянуть не может. И скажите, кто в этом виноват: подросток, опекун, детский дом, учителя, пресловутые гены или последствия депривации? Очень хотелось бы, чтобы в этот момент приемной семье попались неравнодушные педагоги и психологи, знающие, думающие и желающие помочь. Нам часто везло с такими!Хороших учителей все же больше! Даже с теми, с которыми у нас при первом знакомстве и возникали некоторые разногласия, после совместных переговоров налаживались отношения и направлялись в нужное русло усилия. Ведь учителей тоже можно понять, их никто не учил общению с детьми-«подранками». Потому в помощь учителям в нашем Клубе приемных родителей мы разработали специальную памятку, которую предлагаем всем педагогам, сталкивающимся с нашими непростыми детьми.По отзывам скажу, что чаще всего это помогает. И если наш воспитанник в первый же день пребывания в новой школе (или в детском саду) выпрашивает у взрослых хлебушка или конфетку, то знающий педагог в первую очередь подумает о том, что это последствия пребывания ребенка в детдоме, а не о том, что опекун не кормит дома «бедного сиротинку».Приемные родители и школьные работники всегда должны быть вместе, а не противостоять друг другу. Наградой за наши совместные усилия будет еще одна счастливая судьба.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте