search
main
0

Зеркало сегодняшнего дня – 21 марта повсюду отмечают Всемирный день поэзии

21 марта празднуется Всемирный день поэзии. Российский поэт, лауреат Бунинской премии, переводчик и журналист Юлия Мамочева рассказывает об особенностях современной поэзии.

Расскажите, в чем заключается особенность современной поэзии?

— Для начала нужно определиться с терминами. Что мы считаем современной поэзией? Для кого-то современные поэты это только «молодые» авторы, для кого-то — все живые. Мне ближе вторая концепция. Я считаю, что современная поэзия — это поэзия живых, а в момент гибели автор как бы переходит в другое измерение. В вечность, наверное. Вот, например, Борис Рыжий сейчас был бы более чем современным автором, но он уже давно в вечности. Ему сейчас было бы меньше 50 лет. Он родился в 1974 году, а умер в 2001, в 26.

Как современную поэзию стоит преподносить школьникам?

— Начнем с того, что современная поэзия должна преподаваться в школе, потому что даже я, выступая в различных школах и общаясь с подростками, наблюдаю некоторый дефицит «современности» в образовании. У нас большой акцент делается на Золотом веке, то есть на поэзии двухсотлетней давности, на поэзии Серебряного века. Времени на современников фактически не остается: дай бог чуть-чуть коснемся шестидесятников. Как будто у нас нет ни Дмитрия Быкова, ни Влада Маленко.

Выходя из школы, люди не знают современную поэзию. Часто я слышу от своих читателей и учеников такую фразу: «Юля, я долгое время думал, что совершенно не люблю стихи». Я спрашиваю: «Почему?». Оказывается, человек просто знал только Пушкина, Тютчева, Фета — и ему классика была не близка, ближе оказалась поэзия нашего времени, на которую он наткнулся уже потом, в интернете.

Хотя Пушкин был новатором своего времени, он сделал для русской литературы примерно то же, что Моцарт сделал для оперы. Вот Моцарт в оперу привнес немецкий язык, и люди поначалу не могли это принять, а Пушкин привнес в литературу современный ему язык. Он перестал писать тяжеловесно, как это дели Державин или Тредиаковский.

Короче, в школах на уроках литературы подробно изучается «прошлое», но почти игнорируется «живое». Это обнаруживает важную, на мой взгляд, проблему: мы совершенно не ценим настоящее. Такое ощущение, что в нашей стране поэт начинает ценится только тогда, когда умирает. Когда поэт умирает, в честь него называют улицы, премии, проводят концерты. Так и хочется спросить: а где вы были, когда тот или иной поэт был жив? Когда ему можно было задать вопрос? Когда с ним можно было пообщаться?

Все же, переходя к позитивной ноте, я очень радуюсь, когда сталкиваюсь с неравнодушными учителями, которые не только дают школьную программу, но и знакомят учеников с современниками. Это классно. Я не говорю, что не надо изучать Пушкина или Симонова. Но важно, чтобы человек, выходя из школы, представлял литературу более объемно.

Есть четкая программа о том, как изучать Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. Учителя к этому привыкли. Как учителя могут преподносить современную литературу школьникам?

— Во-первых, я считаю, что и классику можно преподносить по-разному. Можно преподносить ее косно, неинтересно и не оставлять ученику простора для рассуждений, для творчества, а можно все-таки брать во внимание то, что классики тоже были людьми. Они писали о своих переживаниях, они жили в определенное время, писали не просто абстрактные какие-то вещи, а описывали события, которые их травмировали или радовали, имели для них значение. Конечно, это требует от учителя большей работы, чем просто открыть справочник и начать урок.

Если учитель будет использовать фантазию и преподносить материал более интересно, более раскованно, давать ученику именно то, что должна давать ученику школа, то есть возможность думать и простор для творчества, то и современную поэзию будет преподавать не так сложно. Как поэты прошлого жили в определенную историческую эпоху, так и мы живем в определенном историческом моменте. Я, например, на своих авторских курсах при разборе поэтического текста в первую очередь даю исторический контекст: когда человек жил, чем он жил, что происходило.

Когда мы читаем стихотворение Цветаевой в отрыве от времени, кажется, что оно об одном, а потом ты вчитываешься и понимаешь, что происходило в тот момент в Москве. Ты осознаешь, что здесь был голод, люди стирали в ледяной воде, питались одной картошкой, ходили пешком на рынок, выстаивали огромные очереди. Для тебя уже с другой стороны открывается поэзия. Ты понимаешь, почему человек написал именно это и именно так.

Так же и с современными поэтами. Например, Борис Рыжий. Он родился в 1974 году, а умер в 2001. Смотрим, что происходило в его время, в то время, когда он рос и взрослел. Во-первых где он взрослел? В Свердловске. Это сейчас Екатеринбург. Мы можем представить, что происходило в 90-е на Урале. И вот из этого мы уже исследуем его творчество: почему он упоминает бандитов, называет те или иные локации — тот же Вторчермет? Потому что это то, в чем он жил. Это его двор, это его реальность. Он из этого выращивает Бога, говоря о космическом языком хулиганов. И о любви говорит. А любовь — это всегда космическое.

С чего стоит начать изучать современную литературу?

— Как раз с понимания контекста, с понимания того, что происходит в современной литературе. В ней происходят интересные вещи, на самом деле. Вот, например, сетевая поэзия — это уникальное явление нашего времени: у любого автора в наше время есть сообщества в социальных сетях, через которые автор продвигает свое творчество. Без этого никто не обходится. Даже поэты старой школы. Другой вопрос, что кто-то публикуется только в интернете, кто-то еще в толстых журналах, один выбирает Фейсбук, другой — Инстаграм. Кто-то популярен в интернете, кто-то ведет страничку для 100 читателей.

Так вот если бы я была обывателем, который хочет поизучать современную литературу, то я бы, наверное, прошлась по хэштегу #современнаяпоэзия и обратила внимания на имена. Естественно, какие-то имена будут встречаться чаще других. Потом я бы поизучала, где и кто выступает. Есть и оффлайновые выступления, которые являются продолжением онлайн-сообществ.

В каждом крупном городе есть места, в которых часто собираются деятели литературы. Стоит сказать, что эти места часто меняются. Один проект вспыхивает, другой исчезает. Есть проекты, которые долго живут. Например, есть проект, который называется «Литературные понедельники». Его придумал и воплотил Арсений Молчанов, Арс-Пегас. Это в свое время была очень культовая штука. Там выступали как очень известные поэты, так и поэты однодневки. Или «Сезон Стихов» Вани Купреянова, это была такая серия поэтических спектаклей во МХАТе.

Надо изучать интернет, надо изучать тусовки в каждом городе. Если тебе понравился какой-то автор, стоит начать вчитываться в его стихи, можно попробовать пообщаться с ним.

Тогда с кого начать?

— Начать можно с Дмитрия Воденникова. Прекрасный Дмитрий Борисович Воденников. Я очень люблю его творчество. Меня сложно удивить, а вот Дмитрию Борисовичу удается. Поэтому наша с ним поэтическая дружба наполняет мою жизнь интересом, светом и радостью. Он совершенно самобытный человек.

А еще можно обратить внимание на чтецов-популяризаторов современной поэзии. Есть, например, чудесный Господин Литвинович, мой дорогой друг Сережа Томсон. Он, как говорит о нем пресса, является сейчас самым популярным чтецом России. Но для меня он ценен тем, что он по-настоящему хорошо читает стихи. Можно на него обратить внимание как на популяризатора современной поэзии. У него, кстати, прекрасный вкус. Я, например, через него узнала о крутом поэте из Барселоны Марии Кабановой.

Что может дать современная поэзия читателю XXI века?

— Поддержку. Последние годы, конечно, сложные. На наше поколения пришлась и пандемия, и события, которые сейчас происходят вокруг, и такое развитие интернета. Ни у кого из наших предшественников не было возможности так быстро делиться со всеми своим творчеством. Мы — поколение, живущее в сложное время. В наше время, уникальное и непростое, поэзия дает опору. Ты находишь стихи про свет и про любовь, и они способны тебя в какой-то момент удержать, наверное.

К тому же современная поэзия дает понимание того, что она все же существует. Я помню, когда я только начала выступать, многие считали, что поэзия умерла. Сейчас, как мне кажется, удалось преломить эту ситуацию. Многие теперь относятся к поэзии как к чему-то важному в своей жизни. Это видно по количеству репостов, по тому, сколько людей подписаны на Господина Литвиновича, на меня, на Веру Полозкову, на Дмитрия Воденникова.

Поэзия существует и дает людям веру в любовь, во что-то высокое, красивое, дает опору, дает надежду, радость. В трудные времена люди благодарят за концерты и говорят, что после них становится легче дышать. Наверное, вот это «легче дышать» и дает современная поэзия. И я хочу еще раз повторить эту мысль: современная поэзия дает людям возможность общаться со своим автором.

Как в современной поэзии отражается наше время?

— Как в зеркале. Поэт вообще — это существо неравнодушное. Если это настоящий поэт. Настоящий поэт — это переводчик с космического на человеческий. Но любой поэт живет в человеческом теле, а человеку не чужды ни сострадания, ни страх, ни горе, ни радости. Когда началась пандемия, поэты стали писать о ней стихи. Наверное, нет ни одного современного поэта, который бы не написал о коронавирусе.И сейчас поэты не молчат. Мы можем занимать разные стороны и позиции, но мы все не молчим, все высказываемся.

Только я не люблю конъюнктуру. То есть когда у тебя не болит и ты пишешь только ради того, чтобы написать, потому что хочешь пропиариться. Есть такие авторы. Искусственность всегда чувствуется. А вот когда тебя задело, тебе больно, когда ты пропускаешь что-то через себя, пропускаешь космический поток через свою больную точку, вот тогда получаются настоящие стихи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте