Слово «учитель» я впервые услышал задолго до того, как пошел в школу, до того, как узнал, что значит это слово. Так мой отец называл своего первого тренера, легенду сталинградских шахмат Дмитрия Макаровича Гречкина. Так называли моего деда – профессора Яхтенфельда – его студенты и аспиранты. Оба они рано ушли из жизни, что добавляло к этому слову дополнительный ореол таинственности, порой вызывало священный трепет…
– Как отличить истинного учителя от ложного? – спросили Ходжу Насреддина.- Учитель – это зеркало, – объяснил мудрец. – Если он настоящий, вы увидите свое отражение, если нет – красивую раму.
Много позже в педагогическом институте мы запоминали слова Яна Амоса Коменского: «Tabula rasa» – «чистая доска». Пожалуй, трудно более точно и более кратко охарактеризовать ребенка, вступающего на жизненный путь, встречающегося с педагогом. И каждый последующий учитель на этом пути оставляет свой отпечаток на этой чудесной доске.
В моей жизни было много таких встреч. У каждого из учителей был свой «предмет», своя специальность. Дед – агроном-селекционер, Дим Юрич – научный сотрудник областного краеведческого музея, Маргарита Викторовна Жукова – физик, директор школы, которую я окончил, мои институтские преподаватели Нина Борисовна Скорбилина, Людмила Павловна Разбегаева, мои первые коллеги Светлана Алексеевна Таева, Галина Михайловна Шелестова. Они по-своему расчерчивали мою «доску». Невозможно точно определить, кто из них какой именно след оставил в формировании моей личности. Но не могу я представить себя нынешнего, будущего, хотя бы без одной черточки, одного штриха, нанесенного ими.
…Глубокий след в моей душе оставила память о деде, бабушкины рассказы о нем. С ними впитывалось бережное отношение к ученикам, к их чувствам, к тому доверию, которое они оказывают тебе…
…Мой учитель истории предопределил – нет, не мое поступление на истфак, но неравнодушное отношение к преподаваемому предмету, стремление раздвинуть установленные рамки… А в 7-м классе Нелля Ивановна Колесова привела нас на урок в музей. Невольно здесь, в музее, у меня появился новый учитель – тот самый Дим Юрич. У него я научился не столько навыкам экскурсовода или реставратора, сколько навыку извлекать информацию, вкусу к ее поиску и анализу.
…Маргарита Викторовна Жукова. Между собой мы звали ее Железной леди. Не из-за явного внешнего сходства с тогдашним премьер-министром Великобритании. А из-за поразительного умения держать удар в любой ситуации, умения добиваться своего так, что оппонент не чувствовал себя проигравшим или униженным. А ведь это так важно для любого человека, особенно для подростка.
…Нина Борисовна Скорбилина была первым человеком в институте, кто позволил нам не быть, но почувствовать себя учителями. Сколько раз на практике, а потом в работе мы вспоминали те бесчисленные ситуации, которые мастерски моделировались ею на занятиях по педагогике, многих скользких моментов удалось нам избежать, памятуя об уроках Нины Борисовны. Каждый день, входя в аудиторию, класс, кажется, я слышу ее слова: что бы там ни делалось, атмосфера не должна быть «веселенькой, как на кладбище»…
Студент-старшекурсник порой чувствует себя самым опытным, самым знающим, самым-самым. В такой момент пересеклись наши дороги с блестящим методистом Людмилой Павловной Разбегаевой. Именно ее лекции и семинары поставили многих перед выбором идти или не идти в школу. Но прежде всего мы учились у нее быть критичными по отношению к самим себе, к своим работам, заниматься самоанализом, а не самокопанием, искать свое место в жизни, в профессии…
В школе, как в любом коллективе, молодые кадры далеко не всегда встречают приветливо. В такой ситуации ободряющее слово, приглашение выпить чая на перемене стоит очень дорого. Человеком, поддержавшим меня в такой момент, стала Светлана Алексеевна Таева. Это потом я узнал, что постоянная собранность, приятие любой ситуации и редкая готовность прийти на помощь первому встречному у Светланы Алексеевны – следствие тяжелейших жизненных обстоятельств – Чеченской войны…
Когда по воле случая я пришел работать в частную школу, за спиной было семь лет работы в различных образовательных учреждениях. И все же первое время ощущение настороженности не проходило. Не проходило, пока в школу не входила Галина Михайловна – поразительный пример умения решать все вопросы, не повышая голос, сохраняя удивительное терпение к детям, родителям, коллегам.
…На День учителя принято рисовать своих учителей. Смотря на такие рисунки, будто смотришься в зеркало – зеркало, которое не может обмануть, солгать. Через это зеркало смотрят на меня глаза самых строгих учителей в жизни – моих учеников. У них учусь я доверять и прощать, верить и надеяться, не сдаваться, несмотря ни на что.
«Многому я научился у своих наставников, еще большому – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
Михаил ЯХТЕНФЕЛЬД, старший тренер-преподаватель детско-юношеской спортивной школы №20 по шахматам, Волгоград
Комментарии