Чем прогрессивнее становится человечество, тем меньше мы обращаем внимание на безусловные вещи. Даже в самых элементарных поисках мы чаще опираемся на интернет-ресурсы, чем на собственное когнитивное мышление. Данная ситуация приводит к логической и психологической близорукости. Подобные тенденции стали одной из причин введения в 2021 году в московских школах нового образовательного проекта «Осмысленное чтение».
Современный человек, в особенности ребенок, окружен терабайтами информации, которую бывает сложно систематизировать и понять. Например, для того чтобы быстрее сделать домашнее задание, школьник читает куски текста, перескакивая с абзаца на абзац, и хватает по верхам лишь отрывочные сведения. И так как полной картины знаний у него не складывается, то такая информация не несет практической пользы, не усваивается и быстро забывается.
Наиболее важным аспектом осмысленного чтения является читательская грамотность, которая в свою очередь входит в состав функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах» – гласит Википедия.
Предлагаю подробнее раскрыть данное понятие, чтобы осознать, насколько важна такая способность в современном технологичном мире.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» – так определяет этот феномен Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН.
Основа функциональной грамотности – читательская грамотность как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения целей, как личных, так и общественных. Поняв прочитанное, ребенок становится способным конструировать собственные знания. Если он способен понимать письменную речь во всем ее многообразии, то будет способен транслировать данные знания в реальность, успешно социализироваться, саморазвиваться, анализировать, оценивать и обобщать информацию.
Любой текст – это информация. Наша задача – помочь ребенку прочитать, понять и сгенерировать собственное мнение на основе прочитанного. Для примера можно воспользоваться поиском информации из Википедии.
Задайте любой вопрос в поисковой строке и объясните ребенку, как оценить полученную информацию по следующим критериям:
- Где ищем информацию (название интернет-ресурса).
- Наиболее распространенные запросы в Википедии, схожие с вашим.
- Оценка полученной информации по вашему запросу.
- Текст: сплошной (газетные статьи, эссе, романы), несплошной (списки, таблицы, графики, диаграммы), смешанный (веб-страницы, журнальные статьи), составной (обложки журналов разной направленности).
- Какова предметность запроса (тип ситуации): личная, учебная, общественная, деловая.
На первый взгляд такая аналитика обыкновенного запроса кажется слишком надуманной. Но для развития читательской грамотности она необходима. На ранних этапах систематизация будет проходить сложно, но, когда войдет в привычку, это будет увлекательное моделирование.
В состав функциональной грамотности входит также естественно-научная грамотность. Это наша способность освоить естественно-научные знания и уметь пользоваться ими в реальных обстоятельствах, научно объяснять явления и приводить доказательства.
Для начала попробуйте вместе с ребенком распознать факты, термины, принципы или понятия. Далее используйте знание для описания или объяснения явлений. Проанализируйте сложную ситуацию, обобщите и оцените доказательства, сформулируйте выводы. Для практических занятий подойдут и домашний аквариум, и комнатные растения, и природные явления. Каждый из нас способен создать кусочек экосистемы, за которым будет интересно наблюдать и делать личные открытия.
Давайте рассмотрим наш эксперимент на примере аквариума. С одной стороны, это практически самостоятельная среда, с другой – в эту среду постоянно вмешивается человек. Наша цель – сформировать представление об аквариуме как о созданном руками человека водном сообществе. Какие задачи мы можем поставить? Самые простые: дать представление об аквариуме; научиться объяснять на примере аквариума связь живой и неживой природы; осознавать важность бережного отношения к живым существам. Обыгрывая ситуацию с аквариумом, мы предлагаем ребенку расширить свой круг знаний. А в процессе поиска мы будем применять полученные навыки читательской грамотности. Если аквариум слишком затратный вариант, то используйте настольные игры «Кругозорник», «Это факт», «ХимТим», «Физика».
Еще одна важная компетенция для современной жизни – математическая грамотность. Она помогает формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Математическая грамотность поможет включить математические рассуждения, использовать математические понятия, чтобы описать, объяснить или предсказать явления. Даже без должных способностей человек обязан уметь элементарно анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, выявлять закономерность и определять связи между величинами. Конкретных примеров для практических занятий бесконечное множество, начиная с похода в магазин, оценки размеров реальных объектов и заканчивая анализом табло на вокзале, соотношением стоимости цен на билеты в кино или театр. Используйте для закрепления знаний настольные игры «Земляничные тропинки», «Лапочки», «Спящие королевы», «Проныры», «Турбосчет».
Следующая немаловажная составляющая функциональной грамотности – финансовая грамотность. Это сочетание осведомленности, приобретенных знаний и навыков, установок и поведения, напрямую связанных с финансами. Для того чтобы быть финансово благополучным, требуется умение грамотно принимать разумные финансовые решения. Большинство родителей считают, что ребенку не обязательно с детства осваивать данную компетенцию. И очень напрасно. Финансовые знания включают понимание основных экономических понятий, умение читать и анализировать финансовую информацию (опять сталкиваемся с осмысленным чтением), а также знание о способах управления финансами: планирование бюджета, умение тратить деньги с умом, ведение учета расходов и доходов. Знания о финансах помогают человеку стать более независимым. В первую очередь ребенку стоит объяснить, откуда родители берут деньги, сколько стоит час оплаты труда, какие траты являются обязательными, как планируется расходовать остаток средств и что такое банковские карты. Когда вы вместе с ребенком ходите по магазинам, объясняйте, почему вы выбрали именно этот товар, сколько он стоит. Проговаривайте, сколько нужно потратить на продукты для всей семьи, какая сумма останется на сладости. Это поможет ребенку понимать, как работает бюджет. Используйте настольные игры для визуализации: «Монополия», «Дорога на Олимп», «Магазин игрушек», «Финансовый гений», «Супермаркет».
Креативное мышление – это один из видов мышления, который помогает создать необычное решение исходной проблемы и включает поиск наиболее оптимальных решений. Только расширенный кругозор поможет ребенку генерировать необычные идеи. Ведь всем известно, что у проблемы может быть больше одного решения. Специалисты считают, что творческое и креативное мышление – это одно и то же.
По происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo – «создавать», «творить»). Но мы имеем право разделить эти два понятия, так как творчество – это создание новых предметов искусства, а креативность – это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию. Поэтому, если ваш ребенок не обладает талантом рисования или пения, это не означает, что он не способен мыслить креативно. Развитие креативного мышления – одно из самых увлекательных занятий. Все, что находится вокруг вас, может быть обыграно и преобразовано. Плюс настольные игры вам в помощь: «Мягкий знак», «Пакля-Рвакля», «Головоноги», «Имаджинариум», «Story cubes».
Что же самое главное в развитии функциональной грамотности ребенка?
Безусловно, важна помощь родителей. Каждый ребенок уникален. Именно вы знаете своего ребенка лучше других. Вам известно, чем он увлечен, какие у него способности. Вы можете помочь ему развивать и применять грамотность как дома, так и совместно с педагогами в школе или детском саду. Плюс ваш личный пример во многом определит отношение ребенка к обучению и собственному развитию.
Полезные советы родителям
Обязательно говорите с ребенком о том, что его интересует. Обсуждайте впечатления.
Задавайте вопросы так, чтобы ответы на них были неодносложными.
Поощряйте его интерес к познанию и наблюдению.
Учите ребенка самостоятельно искать информацию, используя книги и компьютер.
Расширяйте словарный запас. Говорите с ребенком, употребляя множество различных слов. Объясняйте неизвестные ему слова.
Регулярно читайте ребенку.
Играйте с ним в полезные игры, помогая ему развиваться.
Екатерина АЙЗИНА, педагог-библиотекарь школы №626 имени Н.И.Сац
Комментарии