Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Земля простаивать не должна. Татьяна ГОРНОСТАЕВА, начальник отдела общего среднего образования Департамента образования и науки Краснодарского края

Учительская газета, №25 от 19 июня 2007. Читать номер
Автор:

На Кубани уже на протяжении четырех лет реализуется межведомственная краевая целевая программа развития системы школьного питания, рассчитанная на 2004-2007 годы. На ее финансирование выделено более 156 миллионов рублей.

Программа состоит из шести разделов. Я их назову, потому что в принципе каждый из них фокусирует внимание на решении определенной проблемы.

Первый и наиболее значимый раздел – развитие материально-технической базы предприятий школьного питания. Второй – обеспечение качественного и сбалансированного питания. Третий – улучшение профессионально-кадрового состава предприятий школьного питания. Четвертый – совершенствование системы управления. Пятый – формирование конкурсной системы выявления лидера. И шестой – формирование культуры школьного питания.

Анализ ситуации, предшествующий принятию программы, обозначил основные проблемы школьного питания. В начале 2000 года охват горячим питанием школьников в крае достигал всего 48 процентов. Основная причина такого состояния дел – изношенность оборудования. Администрация края поставила задачу: во всех школах Кубани на основе той или иной модели организовать школьное питание. Таким образом, основная часть программы была нацелена на переоснащение школьных пищеблоков.

За эти годы в школьные столовые было поставлено свыше 3200 единиц различного оборудования, в том числе пароконвектоматы, которые позволяют выйти на новый технологический уровень в организации питания детей.

Второе направление программы, которое тоже централизованным образом финансировалось из краевого бюджета, – это переподготовка кадров. Решение кадровой проблемы в принципе легло на плечи системы образования, по крайней мере с точки зрения координации. Несмотря на то что программа межведомственная и в ней задействованы Департамент здравоохранения, территориальные органы Роспотребнадзора, Департамент потребительского рынка, тон всему задавал Департамент образования и науки и соответственно на местах – управления образования. Поэтому нужно было подготовить и менеджеров образования к тому, чтобы они, занимаясь делом не совсем, может быть, по профилю, научились решать вопросы организации питания школьников. Для этого в Кубанском государственном технологическом университете на базе кафедры общественного питания была разработана программа курсов менеджеров, ответственных за организацию питания, заведующих производством, технологов, которые непосредственно связаны с самим процессом приготовления школьных завтраков, а также школьных медицинских сестер.

Сегодня программы развития системы школьного питания действуют в 48 муниципалитетах. В зону их внимания вошло создание условий в школах для установки и подключения кухонного оборудования. В итоге удалось усовершенствовать практически все пищеблоки.

В Краснодарском крае реализуется несколько моделей организации питания школьников. В больших городах работают 23 комбината школьного питания и 36 школьно-базовых столовых. Но основу инфраструктуры, учитывая, что большая часть школ Кубани – сельские, составляют около 700 столовых полного цикла, работающих на сырье.

При этом следует отметить, что 57 процентов школ организуют питание самостоятельно, а остальные 43 процента приходятся на долю предприятий общепита. После того как пищеблоки школ привели в надлежащий порядок, они стали более привлекательными и для бизнеса. Поэтому сейчас во многих территориях устанавливаются партнерские отношения не только с муниципальными предприятиями общепита, но и с частными предпринимателями.

Для того чтобы сделать питание школьников более полноценным, мы активно привлекаем родительские средства. Акцентируем внимание родителей на том, что питание в школе – необходимое условие для сохранения здоровья детей и залог успешной учебы. Помогает нам в этом образовательная программа «Разговор о правильном питании».

Муниципалитеты закрепляют за сельскими школами земельные наделы, и каждая выбирает: либо самостоятельно обрабатывать земельный надел и получать урожай фруктов и овощей для питания школьников, либо сдавать его в аренду фермерам или сельхозпредприятиям, а доход от такой аренды направлять на питание школьников.

В кубанских школах сегодня 116 теплиц и парников, и многие школы, например Успенского района, получают прибыль за счет этого. Летом 2006 года школы Кубани собственными силами заготовили 830 тонн сельхозпродукции, в том числе 580 тонн овощей и фруктов. Это, безусловно, обогащает питание необходимыми компонентами, которые зачастую просто отсутствуют в школьном рационе из-за недостатка средств.

Мы полагаем, что это одна из изюминок использования наших региональных возможностей, регионального менталитета. Всем известно, что одна из основных заповедей кубанского казачества – трудиться. Земля простаивать не должна, только у плохого хозяина она свободна.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту