search
main
0

Земля должна светиться улыбками детей!

Четыре года назад эти слова стали девизом «Новой смены» – конкурса учащихся Центрального округа, мотивированных на поступление в педагогические колледжи и вузы столицы. Четыре года назад… Это значит, что совсем скоро в московские школы придет новое поколение учителей, вчерашних выпускников, не просто рано осознавших, выбор какой профессии они сделают, но и преодолевших, будучи еще школьниками, все перипетии педагогического конкурса.

Мало кто из сверстников этих ребят может похвастать тем, что им за несколько месяцев удалось ознакомиться с жизнью четырех столичных вузов, с особенностями преподавания и поступления в высшие учебные заведения, поговорить в менее официальной, чем это принято, обстановке со студентами и преподавателями, задав все интересующие вопросы, проявить себя во время конкурсных испытаний, существенно пополнив знания о будущей профессии и раскрыв педагогические таланты и потенциал.

Радость общения конкурсантов с такими же, как они, убежденными и целеустремленными сверстниками, с молодыми педагогами и маленькими детьми – лишь одна из сторон «Новой смены». Только одна, но одна из самых важных. Поэтому девиз «Земля должна светиться улыбками детей!», предложенный, как и действующая эмблема конкурса, первым победителем «Новой смены» Даниилом Дороховым, в равной мере может относиться и к самим участникам, и к будущим их ученикам. Пока конкурсанты улыбаются, проходя предложенные испытания, можно надеяться на то, что эти месяцы подготовки и соревновательные дни запомнятся старшеклассникам как одни из лучших на пути к заветному поступлению.

Что же ждало в этом году участников «Новой смены»? На базе Института иностранных языков Московского городского педагогического университета при поддержке ректората и студенческого совета вуза прошел первый этап конкурса – игра «Брейн-ринг». Участникам предстояло продемонстрировать знание истории отечественной и зарубежной педагогики, выступить по темам современного столичного образования и предложить оригинальные пути решения различных проблемных ситуаций. Конкурсанты блестяще справились с поставленной задачей, обнаружив не только широкую эрудицию и глубокие знания в области педагогики, но и умение работать в команде.

Затем на базе физического факультета Московского педагогического государственного университета при поддержке ректората, а также Управления по работе с образовательными учреждениями и органами управления образованием состоялся второй этап конкурса. Он, как и первое испытание, проходил в формате командной игры. Конкурсантам была предоставлена возможность разработать модель «Школы будущего», подготовить проекты, направленные на решение актуальных вопросов современного образования, и прокомментировать пути его модернизации.

Основу деловой игры «Директор школы – это я!» составили положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Во время второго этапа конкурсанты получили прекрасный шанс почувствовать себя директорами школ XXI века: они предложили возможные шаги по поддержке талантливых детей и созданию равных возможностей для всех учащихся, высказали свои пожелания по модернизации школьной инфраструктуры и развитию здоровьесберегающих технологий. Кроме того, конкурсанты назвали качества, которыми, по их мнению, должны обладать успешные ученики и педагоги-профессионалы.

С первого по третье марта на базе детских садов №№2663, 1921 и 1976 прошел третий этап «Новой смены-2010» – «Игры с малышами». Для конкурсантов он стал первым серьезным индивидуальным испытанием. Прежде чем продемонстрировать умение общаться с детьми от двух до шести лет, выстраивать игровую деятельность с учетом возрастных особенностей воспитанников, способность выходить из нестандартных ситуаций и ориентироваться в многообразии педагогических методик, участники «Новой смены» в течение нескольких дней посещали детский сад, где им предстояло провести занятие. За это время конкурсанты могли не только познакомиться с малышами и выбрать наиболее удобную для себя группу, но и пообщаться с воспитателями, вникнув в особенности их работы.

Несмотря на то что на третьем этапе началась борьба участников за индивидуальное первенство, они по-прежнему поддерживали друг друга, доказывая, что командный дух значит для них гораздо больше, чем дух соперничества.

Лучшей же оценкой того, как конкурсанты прошли третье испытание, стал интерес малышей, явно удивленных появлению в детском саду непривычно большого числа «воспитателей». Ребята с легкостью и удовольствием общались со старшеклассниками, многие из которых планируют еще не раз прийти к новым знакомым.

«Игры с малышами» не стали единственной возможностью для участников «Новой смены» продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Пятого марта в образовательных учреждениях округа прошел традиционный единый день дублера, в рамках которого каждый конкурсант дал свой первый урок. Подготовкой к этому важному для любого школьника дню, когда ученики могут выступить в роли учителей или администрации, стали серьезная методическая работа с дублерами и педагогическая акция для старшеклассников «Хочу быть учителем!», проведенная активистами Совета молодых педагогов вместе с ветеранами педагогического труда.

Разработав с помощью преподавателей занятия и выстроив их по всем педагогическим канонам, участники конкурса смогли убедиться в том, что прекрасная подготовка еще не залог идеального проведения урока – многое зависит от самого педагога.

О том, какие же занятия можно разработать с опорой на современные достижения и накопленный старшими коллегами опыт, конкурсанты смогли узнать во время общественно-педагогической акции «Хочу быть учителем!», состоявшейся в Центре образования №497. Акция была организована Советом молодых педагогов Центрального округа совместно с Советом ветеранов педагогического труда при поддержке Центрального окружного управления образования, Окружного методического центра и Совета директоров образовательных учреждений ЦОУО. Конкурсанты оказались участниками необычных мастер-классов, которые проводили два поколения преподавателей – молодые педагоги и ветераны педагогического туда. По словам самих же старшеклассников, такой опыт стал по-настоящему важным и интересным. А это говорит о том, что в недалеком будущем акция «Хочу быть учителем!» может выйти за пределы «Новой смены» и приобрести новых участников и зрителей.

Наконец, после тщательной подготовки и проведения конкурсантами собственных занятий в конференц-зале Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке ректората и отдела по социальной работе МГППУ состоялся четвертый этап «Новой смены» – презентация «Мой первый урок».

Представляя проведенные в школе во время единого дня дублера занятия, участники «Новой смены» делали их самоанализ, рассказывали о том, какими методами добивались реализации поставленных задач, что оказалось наиболее сложным и интересным. Во время этого этапа многое, начиная от выбора предмета и заканчивая оформлением самой презентации, рассказало членам жюри о конкурсантах. А участники отметили, насколько полезным оказался опыт первого урока, как непроста роль учителя и сколько им, будущим педагогам, предстоит еще сделать на пути профессионального становления.

Финальные испытания «Новой смены-2010» состоялись на базе Московского гуманитарного педагогического института при поддержке ректората и Центра наставничества молодых педагогов Москвы. За звание абсолютного победителя соревновались семь лауреатов, которые прошли от начала до конца все конкурсные испытания, достойно преодолели возникавшие на пути трудности и справились со своим волнением. В финале старшеклассники представили на суд жюри разработки конкурсных эмблем и рекламу профессии педагога. А первым из трех заключительных этапов стала пресс-конференция, посвященная вопросам образования, во время которой участники должны были проявить умение быстро и грамотно отвечать на вопросы, продемонстрировать эрудицию и педагогическое мастерство. Своего рода подготовкой школьников к этому непростому экспромту оказалось написание в начале конкурсного пути эссе на тему «Педагогика – моя будущая профессия». Старшеклассники, размышляя о месте педагога в современном обществе, о престиже профессии учителя, а также о том, почему они решили поступать в педагогические вузы и кто повлиял на этот выбор, смогли доказать и другим участникам «Новой смены», и членам жюри, что это желание быть педагогами осознанно и твердо.

Торжественным итогом конкурса стала церемония награждения участников и команд, занявших призовые места, лауреатов и абсолютного победителя «Новой смены». Финалистов поздравили представители Департамента образования, префектуры Центрального округа, Центрального окружного управления образования и окружного методического центра, педагогические вузы столицы и члены Совета молодых педагогов.

Особенностью «Новой смены-2010» стало введение дополнительных номинаций для участников, показавших высокие результаты и ярко проявивших себя на конкурсе. Год от года растет уровень подготовки старшеклассников. Поэтому неудивительно, что борьба за место в семерке лауреатов шла вплоть до последней минуты финала. Абсолютным победителем «Новой смены» был признан Олег Лукин, ученик 11-го класса школы №340, лауреат в номинации «Педагогическая целеустремленность». Работу учителя Олег считает большой ответственностью, поскольку «человек, ставший педагогом, обязан отдавать частичку самого себя, воспитывать в человеке личность». «Чем мне нравится эта профессия? – задает вопрос абсолютный победитель «Новой смены» и тут же отвечает: «Тем, что в ней нельзя быть равнодушным!»

Олег Лукин надеется через несколько лет вновь встретиться с сегодняшними конкурсантами и будущими педагогами, чтобы говорить с ними не только на дружеском, но и профессиональном языке. А «Новая смена» с нетерпением ждет новых участников, которые в следующем году последуют примеру семерки лауреатов, молодых, убежденных, смелых и упорных.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте