search
main
0

Здравствуйте. Пишу по просьбе жены, Сайсановой Риты Фарвазовны. Она 24 года работает в сельской библиотеке, имеет библиотечное средне-специальное образование. После аттестации работает по 11 разряду как заведующая библиотекой. По совместительству на 0,25 ставки 8 лет работает в местной школе библиотекарем. Однако оплата труда ей проводится по 8 разряду, администрация мотивирует тем, что в школьной библиотеке нет ставки заведующей. Правильно ли это? Спасибо.

К сожалению, на ваш вопрос невозможно дать полный ответ. Не хватает исходящих данных. Но в любом случае должности “заведующего библиотекой” и “библиотекаря” предполагают неравнозначные размеры оплаты труда (эти две должности для понимания разницы в окладах надо рассматривать как должности руководителя и подчиненного). Увы, в данном случае не имеет значения тот факт, что в школе штатным расписанием не предусмотрена должность заведующего библиотекой. Оставшийся библиотекарь все равно будет получать оплату труда как подчиненный.

В целом нужно отметить, что по новой системе оплаты труда размер оклада не зависит полностью от разряда. Оплата труда бюджетников (к коим относятся и библиотекарь школы, и заведующий библиотекой) строится из трех составляющих:

Первая часть – неизменный оклад, величину которого определяют должность сотрудника и его опыт. Размеры окладов работников по профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учётом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности. Выплаты по должностным окладам составляют чуть больше 40% от зарплаты.

Вторая – компенсации (деньги за лишние отработанные часы, тяжёлые рабочие условия, вредные воздействия и т.д.).

Компенсационные выплаты устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера. В положениях об оплате труда учреждений указываются наименования установленных выплат, их размеры и условия осуществления. Компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с законодательством и составляют около 15% от зарплаты.

Третья – стимулирующие выплаты. Они формируются на основе перечня стимулирующих выплат руководителями учреждений и исходят из необходимости определения качественных и количественных показателей, при достижении которых данные выплаты и будут производиться. Стимулирующие выплаты составляют 41,3%.

Таким образом, в каждом муниципальном учреждении (и образования, и культуры) должно быть утверждено Положение об оплате труда работников, в котором четко определяются основания для повышения окладов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника
должностей
руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы – группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Библиотекари и заведующие библиотеками относятся к профессиональной квалификационной группе “Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена”. К сожалению, библиотекарей не относят к подобной квалификационной группе для работников образования. И так уже довольно давно: школьные библиотекари находятся “между небом и землей”, в связи с чем, лишены многих льгот, предусмотренных для педагогических работников. Но можно и попробовать обнадежить библиотекарей тем, что Президент РФ в одном из своих первых указов после выборов 2012 года обещал повышение оплаты труда работников учреждений культуры и доведение к 2018 году ее среднего уровня до средней заработной платы в соответствующем регионе (напоминаю, что библиотекари в данном случае рассматриваются как работники учреждений культуры).

На практике же сегодня положения об оплате труда работников образовательных учреждений обычно содержат следующие условия оплаты труда библиотечных работников:

Библиотекари не включаются в профессиональную квалификационную группу (непосредственно подчиненных руководителю учреждения образования): заведующий библиотекой относится к 1 группе по оплате труда руководителей. Должностные оклады библиотекарей устанавливаются на 10-20% ниже чем заведующим библиотекой по соответствующим группам оплаты труда руководителей (в среднем речь идет примерно о 5 500 рублей).

В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

– выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

– выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

В каждом учреждении образования на основании указанного Перечня по согласованию с представительным органом работников утверждается перечень должностей, по которым с учетом конкретных условий работы устанавливается доплата.

Конкретный размер доплаты устанавливается по результатам аттестации рабочих мест за время фактической занятости в таких условиях.

При наличии книжного фонда не менее 1000 книг устанавливаются доплаты за работу с библиотечным фондом, за работу с архивом учреждения.

В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

– за интенсивность и высокие результаты работы;

– за качество выполняемых работ;

– за выслугу лет;

– премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в виде надбавок или повышающего коэффициента к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат конкретизируются в локальных нормативных актах учреждений (предусматривается большое разнообразие таких выплат).

В любом случае, локальные акты образовательных учреждений о системе оплаты труда принимаются на основе региональных нормативных актов. Вот почему очень важно было бы знать регион, в котором работает ваша жена.

Следует особо обратить ваше внимание на то, что в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) внесена новая долгожданная должность “Педагог-библиотекарь”, наименование которой может применяться в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Введение такой должности в штаты школ позволяет работнику, занимающемуся библиотечной деятельность попасть в ту самую профессиональную квалификационную группу работников образования, а не культуры. Решение о включении в штат такой должности принимается образовательным учреждением.

Квалификационные требования педагога-библиотекаря следующие:

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-библиотекарь наравне с учителем отнесен к 4 квалификационному уровню по оплате труда.

В своем письме от 08.08.2011 г. № 03-495 Департамент общего образования Минобрнауки РФ разъяснял следующее по поводу новой должности.

Департамент общего образования Минобрнауки России информирует, что в целях повышения статуса школьного библиотекаря Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена и направлена в Минздравсоцразвития России квалификационная характеристика должности “Педагог-библиотекарь” с предложением о включении данной должности в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования Единого квалификационного справочника.

Минздравсоцразвития России издан Приказ “О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” от 31 мая 2011 г. № 448н, который дополняет раздел III “Должности педагогических работников” квалификационной характеристикой должности “Педагог-библиотекарь” (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).

Наименование указанной должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести данный Приказ до сведения образовательных учреждений.

Дополнительно сообщаем.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий, рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития России.

Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9
пункта 2 статьи 32
Закона Российской Федерации “Об образовании”, в которое могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте