Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и компьютеризации, ребенок подчас не замечает окружающего его мира. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из задач учителя географии.
Людмила МЫНДРА, учитель географии школы №3, пос. Анна, Воронежская область
Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий. Экскурсия в природу – увлекательная форма работы учителя с классом.
Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя способствует формированию у учащихся первых представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, формирования картины целостности мира, его хрупкости и уязвимости. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту родной земли.
Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению, могут «увидеть мир в капле воды».
Мало кто не слышал о Дивногорском музее-заповеднике под открытым небом. Об этих местах известно не только тем, кто проживает в Воронежской области. Сюда приезжают с самыми разными целями. Одним интересны памятники природы, других привлекают святые места, третьих – археологический комплекс.
К какой категории отнести себя и группу ребят восьмых классов? Наверное, к тем, кому важно и то, и другое, и третье.
Музей-заповедник «Дивногорье» занимает площадь 1100 гектаров в пойменной части рек Тихая Сосна и Дон.
Здесь в любое время года сказочно красиво, но в июне Дивногорье красиво особенно. Природа приобретает необыкновенно насыщенные цвета. Именно поэтому хотелось попасть сюда в это время.
Два часа езды на комфортабельном автобусе, и вот мы уже щуримся от солнца перед Дивой – пещерной церковью Сицилийской Иконы Богоматери. Белый, причудливой формы меловой столб возносится в небо. Белый мел под ногами. Синь над головой.
Экскурсия длится около двух часов, из них минут сорок мы провели в самой церкви, под ее прохладными меловыми сводами.
– А теперь возьмите по свечке, и мы с вами пройдем крестным ходом, – говорит экскурсовод. Очень интересные ощущения испытываешь, когда проходишь со свечкой по узкому меловому коридору, который ведет вокруг всего зала церкви.
После обхода храма поднялись выше. Появилось непередаваемое чувство полета. Хотелось дышать полной грудью, запомнить всю увиденную красоту. Красиво, необычно. Пожалуй, это надо видеть собственными глазами, созерцать необъятные шири, дали, степи… Было как-то особенно благостно.
Экскурсовод повела нас еще выше, на плато, где в древние времена стояла маяцкая крепость, принадлежавшая хазарскому каганату.
А потом мы просто гуляли по терпкой, благоуханной, звенящей кузнечиками степи. Голову кружили запахи полыни, донника и чабреца.
Миллионы лет назад на этом месте простиралась водная гладь. В морских глубинах сформировался мел, отложения которого почти непрерывной полосой тянутся вдоль крутых склонов реки. Тысячелетиями приходили и уходили моря. Дети в меловых отложениях находят мельчайшие ракушки. Можно на каждом уроке географии при изучении темы «Рельеф» говорить о происхождении Русской равнины, а можно один раз подержать в руках найденные ракушки и запомнить, что равнина, на которой мы живем, – это бывшее морское дно. Нужно отметить, что такие чисто географические понятия, как «исток», «устье», «меандры», дети лучше усваивают, когда видят родную речку. Именно на экскурсиях они убеждаются, что география – это не учебник, а сама жизнь.
Уверена, многие мои ученики полюбили Дивногорье – это манящее, как Лукоморье, имя, эти неведомые ковыльные степи и донские разливы. Кто хотя бы однажды побывал в Дивногорье, может смело утверждать, что видел место, где рождаются легенды.
Комментарии