На пленарном заседании, завершающем работу Петербургского международного образовательного форума, прежде всего, подвели итоги его четырех дней, и они оказались впечатляющи. Как сообщила председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева, в общей сложности на форуме работали свыше 20 тысяч специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году даже зафиксирован рекорд по числу иностранных гостей: более 300 иностранных специалистов из 28 государств посетили более 220 мероприятий форума. Это говорит о том, что сфере образования сегодня отводится одно из первых мест, как в нашей стране, так и в мировом сообществе.
Темой пленарного заседания нынешнего форума выбрали тему, касающуюся новой реальности современного образования. Управленцы, ученые, педагоги, деятели культуры попытались разобраться, что же такое новая реальность и какие нужно создавать условия, чтобы в этой новой реальности дети могли получать качественное образование. Как и полагается, тон обсуждению задала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. В частности, она заметила, что система образования сегодня – это колоссальное разнообразие возможностей. В российском образовательном пространстве находятся почти 30 миллионов юных и молодых жителей страны, не говоря уже о нескольких миллионах тех, кто их обучает и воспитывает. Поэтому ключевой целью направления деятельности ведомства Ольга Васильева назвала, прежде всего, создание и укрепление единого образовательного пространства через обеспечение его доступности, качества и единых подходов к содержанию. Среди приоритетов государственной политики министр отметила также формирование необходимой образовательной инфраструктуры, качественную подготовку специалистов, совершенствование учебно-методических материалов и контрольно-надзорной системы.
По мнению Ольги Васильевой, одним из важнейших достижений последних лет стало обеспечение объективности оценочных процедур. Правильно определенный принцип позволил понять, что результаты ЕГЭ – это не инструмент для наказания и по результатам ЕГЭ не нужно сравнивать между собой школы и регионы. Оценочные данные, в первую очередь, должны использоваться для анализа и организации научно-методической работы.
Особое внимание министр уделила теме единых подходов к содержанию образования и рассказала, что сейчас в профессиональном сообществе идет обсуждение новой редакции федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования. По словам Ольги Васильевой, не ЕГЭ определяет контрольно-измерительные материалы, а содержание школьного образования определяет КИМы, которые предоставляет Рособрнадзор для ЕГЭ, поэтому все те, кому не безразлично содержание обязательного минимума образования, должны активно вносить свои предложения. Министр также подчеркнула, что процесс разработки новой редакции ФГОС – это не ежесекундное действие, а длительный процесс, который в некоторых странах занимает от 4 до 6 лет.
Продолжая тему сегодняшнего многообразия возможностей, которое являет собой система образования, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева заметила, что разнообразие связей образовательных организаций в социуме – это уже не имиджевый фактор, а реальное условие обеспечения качества образования. Сама окружающая среда сегодня становится для ребенка и подростка действенным образовательным ресурсом, требуя со стороны педагогов и родителей специальной ее организации. Для такой организации уже недостаточно поддерживать развитую сейчас интеграцию основного и дополнительного образования детей, поэтому нужно создавать культурно-образовательные «ландшафты» территорий.
По словам Жанны Воробьевой новая реальность – это, в том числе, «цифровые» дети, и работать с ними нужно по-новому. А вот как – это задача ближайшего будущего, причем ее решение требует нестандартных организационных подходов.
С одним из возможных подходов гостей форума познакомила журналист и телеведущая Фекла Толстая. По ее словам, «цифровому поколению» можно и нужно протянуть руку помощи, хотя бы в части знакомства с литературной классикой. Уже ни для кого не секрет, что сегодняшние дети не справляются с большими объемами текста, не понимают ни смысл, ни контекст произведений прошлого и т.д. Зато они любят интерактивное взаимодействие, игру, инфографику и отлично ориентируются в виртуальных лабиринтах. Таким образом, рука помощи может быть… «цифровой», то есть увлекательным мобильным приложением, например, под названием «Живые страницы», когда классический текст перестает быть «страшным» по объему и становится полем для исследования и поиска.
Новая реальность такова, что вполне может сделать фигуру учителя «цифровой», но с этим не согласен учитель истории и обществознания гимназии № 116, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2017 Илья Демаков. По его мнению, именно учитель – центральный персонаж пьесы, которая называется «Школа». Несмотря на полное погружение в виртуальное общение, сегодняшним детям, и это показывают многочисленные исследования психологов, не хватает доверительного диалога со взрослыми. Кому, как не учителю, его организовать, в том числе, используя, по мере надобности, информационные технологии. Живое общение учителя с ребенком не может заменить ни одна самая совершенная машина, и это делает профессию педагога неотменяемой, убежден Илья Демаков.
От новой реальности нельзя отказаться – в ней приходится жить, и еще одной ее особенностью, как считает доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова, является то, что все общество вовлечено в решение проблем, связанных с образованием. Это очень сложно и ответственно. Однако именно это заставляет всех присутствующих учиться договариваться и думать над тем, как сделать так, чтобы сегодняшний и завтрашний ученик воспринимал время учебы не как тяжкое бремя, а как счастливый период своей жизни.
Фото автора
Комментарии