Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провел мониторинг качества приема в вузы по укрупненным предметным группам (специальности и направления) в 2022 году. Это исследование проводится с 2010 года и служит одним из важных показателей качества знаний у принятых на обучение в вузы первокурсников, а также репутации вузов. Именно по этому мониторингу традиционно ориентируется абитуриенты при выборе вуза.
Исследование провели в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Ярослава Кузьминова и главного эксперта Марии Добряковой. В документе поясняется, что качество приема оценивалось по среднему баллу абитуриентов, которые поступили на первый курс по итогам ЕГЭ. При этом результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых университеты приняли на обучение без экзаменов, засчитывались как 100 баллов.
Бюджетные и платные места
Исследователи отмечают, если в 2021 году число бюджетных мест выросло на 9%, то в 2022 году никаких заметных изменений отмечено не было. Больше всего прибавилось бюджетных мест в таких укрупненных группах специальностей и направлений (УГН), как «Педагогическое образование» (919) и «Транспортные средства» (575). А больше всего сократили бюджетные места в «Энергетике и энергетическом машиностроении» и «Экономике». Что касается платного обучения, то зафиксировано незначительное сокращение, в большей степени за счет уменьшения платного приема на «Экономику» (на 2 325 мест), «Здравоохранение» (1 746), «Международные отношения» (900) и «Менеджмент» (532).
Средний балл приема на вышеперечисленных укрупненных группах специальностей и направлений не изменился или снизился. Например, на бюджете «Здравоохранения» снижение на 1,3 балла, на платном — на 0,9 балла. А на бюджете «Международных отношений» средний балл снизился на 1,8 балла, а на платное отделение показатель не изменился. Согласно исследованию, спрос на платные места на социально-экономическом направлении продолжает расти, кроме «Менеджмента» и «Экономики».
«Топ самых крупных по приему направлений в 2022 году не изменился: «Здравоохранение» (50 467), «Информатика и вычислительная техника» (45 249), «Педагогическое образование» (40 843)», – говорится в исследовании. В пятерку еще вошли «Юриспруденция» (37 728) и «Экономика» (29 579).
При этом в 2021 учебном году был отмечен значительный рост цифр контрольного приема на «Здравоохранении», «Информатике» и «Педагогике», примерно на 4–5 тыс. мест за год. В 2022 году у «Здравоохранения» произошел откат на 2 тыс., а у «Педагогики» рост продолжился – на 1,6 тыс.
Больше всего из лидеров потеряла «Экономика» – 2,9 тыс. Если в 2021-м в топ самых крупных направлений на последнем месте стояла «Юриспруденция», то в 2022-м – «Экономика». Также в этом году в группу направлений с крупнейшим приемом от 10 до 20 тыс. студентов вошла «Реклама и связи с общественностью».
Качество приема
Мониторинг показал, что из топ-5 самых крупных по приему направлений только «Информатика и вычислительная техника» находится в первой двадцатке по средним баллам ЕГЭ, а остальные – «Здравоохранение», «Юриспруденция», «Педагогика» и «Экономика» – примерно в середине списка.
Отмечается, что в целом результаты ЕГЭ по этим направлениям, учитывая их массовость, можно назвать довольно высокими: у «Информатики и вычислительной техники» – 73 балла; у «Здравоохранения», «Менеджмента», «Юриспруденции» – 69 баллов (результат близкий к «пятерке»); у «Экономики» и «Педагогики» – 68 баллов. При этом исследователи считают, поскольку у «Педагогики» продолжается значительный рост приема, в том числе и платного, то «негативного эффекта для качества приема это не несет».
Доступность образования
В НИУ ВШЭ пояснили, что одной из важных характеристик системы высшего образования является количество вузов, которые принимают студентов по укрупненным группам направлений и специальностей. Например, профессию экономиста можно получить в 442 вузах из 812; IT-специальность — в 410 вузах, а медицинскую – только в 103.
Число вузов, в которых можно получить образование по определенной укрупненной группе специальностей и направлений (УГН), показывает доступность соответствующего образования. Но в большей степени доступность характеризуется общим количеством мест, средним баллом ЕГЭ, числом регионов, в которых идет прием, и самое главное – уровнем конкуренции на отраслевом рынке высшего образования.
Вузы, которые привлекли лучших выпускников школ, имеющих 90 и более баллов
В 2022 году 20 вузов России привлекли на большую часть своих укрупненных групп специальностей и направлений самых успешных выпускников страны. Абсолютным лидером стал Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Учитывая то, что у вуза довольно небольшое число бюджетных направлений – девять, они привлекли на все лучших абитуриентов страны с баллами 90 и выше.
Из 14 университетов-лидеров, три находятся в Петербурге. Они привлекли выпускников с 80 баллами и выше. Один университет – НИУ ВШЭ – находится в Нижнем Новгороде. Из 812 вузов 53 привлекли хотя бы на одно свое направление лучших выпускников школ, из них 21 университет находится за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах, топовые направления, которые привлекли 90-балльников стали: «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика и литературное творчество».
В 2022 году, как в 2021-м, самые популярные направления бюджетного приема, на которые идут с 80-баллами и выше, это: «Востоковедение и африканистика» (90+), «Бизнес-информатика», «Дизайн», «Журналистика и литературное творчество», «Издательское дело», «Лингвистика и иностранные языки», «Международные отношения», «Политология», «Реклама и связи с общественностью», «Теория искусств», «Экономика» и «Юриспруденция».
Стоит добавить, что «Филология» перестала входить в 80-балльные направления, так как там было отмечено снижение на 1,1 балла – до 79,5. Самые низкие баллы бюджетного приема отмечены у «Сельского и рыбного хозяйства» и «Транспортных средств» (менее 60).
Ранее сетевое издание «Учительская газета» приводило данные первой части мониторинга, который провел НИУ ВШЭ на предмет вероятности для абитуриента поступить в конкретный вуз, на конкретный факультет.
Комментарии