Коллегия Департамента образования рассмотрела вопрос о деятельности государственных образовательных учреждений – «Школа здоровья» Департамента образования – в развитии столичного образования.
В решении коллегии отмечено, что забота о сохранении здоровья детей – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве Москвы стало создание особого вида государственных образовательных учреждений – «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья.
В Москве «Школы здоровья» начали активно формироваться с 2000 года. На 1 января 2009 года статус «Школа здоровья» имели 98 государственных образовательных учреждений. За 10 лет существования таких ОУ сложились три направления в организации их деятельности:
– «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: разукрупнение классов, организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.
– «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса.
– «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом. Наибольшее количество таких «Школ здоровья» открыто: в Юго-Западном округе – 17, Северо-Западном – 16, Западном – 14, Южном – 13. В Восточном и Юго-Восточном округах – по 8, Северо-Восточном – 7, в Северном округе и г. Зеленограде – по 5, Центральном округе – 3, учреждений городского подчинения – 2. Всего в «Школах здоровья» обучаются 48789 детей (47603 на 1.09.2008 года), из них – 10204 (21%) ребенка из социально незащищенных семей и 2838 (6%) детей из многодетных семей.
По последним данным диспансеризации, среди обучающихся «Школ здоровья» 12406 (25%) детей отнесены к I группе здоровья, 29580 (61%) – ко II группе здоровья, 6168 (13%) – к III группе здоровья, 635 (1%) детей-инвалидов.
Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания. Для профилактики желудочно-кишечных и эндокринных заболеваний у детей и во исполнение поручения мэра Москвы Юрия Лужкова в 2007-2008 учебном году на базе двух «Школ здоровья» (№1349 и №349) было организовано диетическое питание. Результат этой работы – положительная динамика у 98% детей, участвующих в эксперименте, только у 2% детей динамика осталась без изменения. В 2008-2009 учебном году диетическое питание организовано в 23 «Школах здоровья» Восточного (7) и Юго-Западного (16) округов.
В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.
Важный показатель деятельности «Школы здоровья» – отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Показательный результат работы в этой области – то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволили снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка с 8 в 2005 году до 6 дней в 2007 году.
В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация). Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников.
Кадровый потенциал «Школ здоровья» составляют не только опытные педагоги, в том числе 158 педагогов-психологов, 107 логопедов, 4 дефектолога, владеющие здоровьесберегающими педагогическими технологиями, но и 74 врача-педиатра, 93 медсестры по педиатрическому профилю, 31 медицинская сестра, специализирующаяся на массаже, 28 медицинских сестер физиотерапевтического профиля, 35 инструкторов ЛФК.
Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами. В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.
Вместе с тем члены коллегии МДО рекомендовали совместно с департаментом обобщить опыт работы с «Паспортом здоровья ребенка», проработать вопрос создания электронного «Паспорта здоровья», основой которого должен стать программный комплекс, обслуживающий систему диспансеризации детского населения и формирующий медицинскую составляющую «Паспорта здоровья», и программно-аппаратный комплекс, сопровождающий систему школьных мониторингов здоровья, формирующий педагогический компонент паспорта.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс «Школ здоровья» позволило успешно реализовать образовательный процесс для детей-инвалидов, в том числе и ранее находящихся на надомном обучении. В настоящее время в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» обучаются 635 детей-инвалидов.
Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление:
– о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;
– о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;
– о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы.
Выбор пути, по которому в каждом конкретном случае строит свою работу педагогический коллектив, создавая «Школу здоровья», зависит как от установок и предпочтений педагогов, так и от конкретных условий обучения.
При создании образовательных учреждений такого вида необходимо учитывать состояние здоровья и реальные потребности детского населения, развивать на их базе форму инклюзивного образования.
В настоящий момент назрела необходимость обобщить опыт «Школ здоровья» и транслировать его на массовую школу. «Школы здоровья» должны выступить в качестве ресурсных центров как для оказания мониторинговых услуг, так и для санитарно-гигиенического просвещения детей, подростков, педагогов, родительской общественности, повышения культуры здоровья населения. Накопленный опыт позволяет сделать следующий шаг в развитии этого движения – разработать пакет нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность государственных образовательных учреждений «Школа здоровья». Необходимо определить тот минимальный объем услуг, кадровых и материально-технических ресурсов, при достижении которого школа может претендовать на статус государственного образовательного учреждения «Школа здоровья» независимо от выбранной модели, то есть разработать для «Школы здоровья» Департамента образования требования, дополнительные к федеральным требованиям в части охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 29. п. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В соответствии с новым лицензионным законодательством, необходимо провести лицензирование всех видов работ (услуг) медицинской деятельности в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья», в том числе в физиотерапевтических, стоматологических кабинетах, кабинетах массажа, ЛФК, создать межведомственную комиссию по контролю всех видов работ (услуг) медицинской деятельности, в том числе в физиотерапевтических, стоматологических кабинетах, кабинетах массажа, ЛФК, а также для отбора средств ведения системы школьных мониторингов здоровья, рекомендованных для внедрения в массовую практику.
Комментарии