search
Топ 10

Здоровые студенты уже не нужны?

Воронежский государственный технический университет с этого года начал новую жизнь – в статусе опорного вуза, одного из 11-ти в стране. Объединился с Воронежским архитектурно-строительным университетом и получил дополнительную поддержку в виде многочисленных обещаний от Минобрнауки, среди которых, между прочим, дополнительное ежегодное (в течение трех лет) финансирование в 200 миллионов рублей. В ответ от опорного вуза ожидается большая и успешная работа по привлечению сильных студентов, чтобы не уезжали поступать в столицу, а оставались учиться в родном регионе.

Ну, а если человек часто болеет, много он наработает? Любовь Александровна Никифорова, старший преподаватель кафедры физвоспитания технического университета, бывшего ВГТУ, тоже очень хорошо знает ответ на этот вопрос. Больше того, она каждый день помогает студентам с ослабленным здоровьем: она с ними работает.

В вузе существуют три группы для занятий физкультурой. В основную входят физически крепкие студенты, сильные и здоровые. В подготовительную – студенты с небольшими отклонениями здоровья, а в спецмедгруппе состоят парни и девушки, которым медики разрешили заниматься только лечебной физкультурой, привычных уроков у них нет. Лечебная физическая культура также назначается индивидуально по каждому заболеванию, всего семь комплексов. К первому комплексу относятся заболевания органов дыхания – бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония, заболевания лор-органов. Второй комплекс – заболевания опорно-двигательного аппарата, третий – заболевания глаз. К четвертому относятся заболевания, связанные с нарушениями кровообращения, а также остено-невротические состояния, эндокринологические и неврологические заболевания. Пятая группа – гинекология, шестая – заболевания желудочно-кишечного тракта, седьмое – нефрология и урологические заболевания.

Расписываю все так подробно для того, чтобы было понятно, насколько серьезной работой занимаются преподаватели кафедры. Еще несколько лет назад, до прихода Никифоровой, занятия в спецмедгруппе строились так же, как и в большинстве других вузов. Зачисленные сюда студенты или просто не ходили на физкультуру, или скачивали из интернета рефераты о пользе спортивной ходьбы и свежего воздуха. Потом получали свои зачеты и покидали вуз с обострением или усилением имеющихся диагнозов и болячек.

– Но вуз должен выпустить не только грамотного, но и здорового студента! – Считает Любовь Александровна. – Если студент определен в спецмедгруппу, уйти из нее просто так он не сможет. Когда я его вылечу или оздоровлю, его переводят сначала в подготовительную группу по физвоспитанию и дают об этом справку, а дальше в зависимости от его состояния. Студент сможет посещать обычные уроки физкультуры, хотя, например, не будет бегать на длинные дистанции, прыгать и заниматься активными упражнениями.

Никифорова уже несколько лет ведет картотеку, отслеживая частоту и интенсивность различных заболеваний. В техническом университете пять факультетов, в прошедшем учебном году в спецмедгруппе занималось 484 студента, из них 176 первокурсников, 183 студента вторых курсов, 99 третьекурсников и 26 студентов с четвертых курсов. По частоте заболеваний в процентном соотношении на первом месте идут заболевания опорно-двигательного аппарата (21%), на втором – легочные (20%), на третьем заболевания глаз (16%) и заболевания нервной системы (15%), дальше – желудочно-кишечный тракт (12%), нефрология (11%) и гинекологические заболевания – всего 5%. Очень многие студенты имеют диагноз ВСД – вегето-сосудистая дистония, а по эндокринным заболеваниям много ребят с ожирением разной степени. Сейчас это тоже становится проблемой.

Для каждой группы заболеваний Любовь Никифорова подобрала комплексы упражнений в соответствии с рекомендацией врача. Например, в комплекс № 1 входит дыхательная гимнастика, которую студенты имеют возможность проводить в комнате с соляными лампами – есть здесь такая. В сенсорной комнате психологической разгрузки можно расслабиться, привести в норму нервы, давление и пульс. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата студенты имеют возможность заниматься в малом зале кинезиотерапии. Это лечение движением, которому Любовь Александровна уделяет очень большое внимание. Хорошо известно, что очень многие боли объясняются нарушениями работы или деформацией позвоночника.

– Когда ко мне приходит студент с жалобами на боли в сердце, я прошу его сделать МРТ позвоночника. И действительно, в соответствующем отделе оказываются нарушения, есть ущемление, поэтому когда мы начинаем целенаправленно работать в зале кинезиотерапии, студенту становится гораздо лучше. Также можно объяснить очень многие болевые ощущения и заболевания, например, органов дыхания, частные простуды и подобное. Только тут уже идет ущемление другого позвонка. Для каждого нарушения разработаны свои упражнения.

Любовь Александровна показала мне и многочисленные методические разработки, и особый журнал, в котором отмечает показания здоровья нескольких студентов с самыми сложными случаями. Ребятам перед каждым занятием обязательно меряется давление и пульс, и пока показатели не придут в норму, что достигается тоже через специальные упражнения, занятие не начинается. Ведут студенты и дневники самоконтроля, в которых отмечают вес, рост, артериальное давление, пульс до занятия и в конце, во сколько накануне лег и когда проснулся. «Это очень важно, – говорит Любовь Александровна – о пользе сна, его главных фазах, о гормонах, вырабатываемых во время сна, мы обязательно рассказываем ребятам». На занятиях обсуждается и здоровое питание, и пищевая пирамида, и гликемический индекс, сложные и простые углеводы. Откуда берутся атеросклеротические бляшки, сахарный диабет, инсульты и инфаркты…

Есть у Никифоровой еще одно увлечение, к которому она приобщила и коллег по кафедре, и многих студентов. Это скандинавская ходьба. Конечно, встретить в середине лета где-нибудь в парке, а то и просто на тротуаре человека, шагающего с лыжными палками в руках (так «нордики» выглядят со стороны), на первый взгляд кажется невозможным. Но оказывается, что поклонников у такого нового для нас вида оздоровительной ходьбы уже довольно много. Считается, что он намного эффективнее обычной ходьбы и даже езды на велосипеде, к тому же, не дает ненужного отрицательного эффекта при различных заболеваниях.

Вот такой интересный, необычный, а главное, очень полезный и неравнодушный мир создает для своих воспитанников Любовь Никифорова. В комнате с соляными лампами можно подышать целебным воздухом и походить босыми ногами по толстому соляному «ковру» – на полу рассыпано 500 кг соли. Сами лампы, их в комнате 15 штук, Любовь Александровна выпросила у спонсоров. Точно так же, как и спортивное оборудование в зал кинезиотерапии, и как «нордики», стоящие в большом зале. Главный помощник в оборудовании комнат, он же строитель, и электрик – супруг Любови Никифоровой.

– Ни один вуз в Воронеже такого не имеет! – говорит Любовь Александровна – Мы со всеми общаемся, все к нам приходят и хвалят…

В такой ситуации новость о возможном закрытии всех помещений спецмедгруппы кажется ненормальной и лишенной всякого здравого смысла. Тем не менее, сегодня у преподавателей и студентов есть большие опасения, что с сентября никакой специальной медицинской группы и никакого оздоровления здесь уже не будет. Вузы объединились, все меняется, а так как под помещения специальной медицинской группы используются комнаты студенческого общежития, их предлагается освободить! Однако взамен никакого другого помещения не дают – просто убрать и все! Как будто альтернативы нет. Отвечают обычно так: «Всего этого раньше в учебном процессе не было. Так что, зачем это нам?…» И никаких сомнений. Заодно и никакой мысли о том, что именно такие инициативы сегодня могут стать сердцевиной нового большого проекта, направленного на здоровьесбережение студентов. Тем более сегодня, когда два вуза объединяются, и студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, станет как минимум в два раза больше! Имеющуюся базу надо не просто сохранять, но и развивать. Точно также, как и наработанный опыт. И разве не в подобных проектах должно быть отличие новых опорных вузов от обычных, ранее существовавших?

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту