Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Здорово, когда тебя принимают. Из дневника учителя реабилитационного лагеря

Учительская газета, №34 от 25 августа 2009. Читать номер
Автор:

Работа с детьми в реабилитационном лагере имеет свои особенности. Мы должны помочь детям, которые физически справились со своей тяжелой болезнью или заканчивают лечение, не только физически окрепнуть, но и войти в мир здоровых людей, научить их уважать друг друга, развить чувство собственного достоинства. А для этого необходимо создать такую атмосферу в лагере, при которой эти задачи можно было бы решить.

Медицинская статистика – наука точная, и цифры звучат довольно оптимистично: более 75% детей окончательно излечиваются от онкологических заболеваний. Это действительно большой процент, к сожалению, плохо известный простому обывателю. Для маленького же ребенка и его семьи, безусловно, статистика имеет значение, но не ключевое. Их душевный мир живет не цифрами, а ощущениями: страхами, чувством одиночества и какой-то жизненной несправедливости, надеждой на будущее и понятным желанием «все забыть». И ворота в этот мир обычно очень плотно закрыты как у детей, так и у родителей. Реабилитационный лагерь – это, конечно, не «свет в конце тоннеля», но лучший способ впервые за довольно длительный срок почувствовать себя причастным ко всему, что связано с нормальной жизнью здорового человека. И не только почувствовать, но и получить этот бесценный опыт полноценной жизни…Марина ГУСЕВА, директор организации АНО «Дети»; Григорий ЦЕЙТЛИН, доктор мед. наук, профессор, заведующий отделением реабилитации Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии

Внешняя среда. Приехав в лагерь, первым делом хочется украсить дом, где мы будем жить, – холлы, комнаты. Главным украшением будет фриз по периметру всего холла. Общая тема – «Мир вокруг». Дети разделились по группам (3-4 человека) для создания коллективной работы. Вместе трудиться веселее, к тому же так легче познакомиться. Большие кисти, гуашь, обсуждение сюжета… Получилась картина из сюжетов: «Страны мира», «Цветущий луг», «Позитив», «Волшебная страна», «Заповедник будущего», «Вселенная», «Подводный мир», «Мы в космосе» и других. В дальнейшем все творческие работы вывешивались в холле и обсуждались.

Художественное творчество. Дети любят рисовать, мастерить своими руками, но часто робость и страх перед неудачей сковывают их. Поэтому первый шаг – незаметно направить их на интересный результат, который обязательно получится у каждого. Задание для маленьких (6 лет) – «Играем в сказочников». Чистый лист, маленькая фетровая фигурка, которую нужно приклеить на бумагу (слон, солнышко, морской конек, торт и т. д.). Необходимо придумать сюжет рисунка, заполнив всю поверхность листа, сочинить историю о том, что ты нарисовал, и рассказать ее (писать еще не умеем).

«Слоненок идет к маме», Ваня С., 6 лет.

«…Слоненок шел к своей маме, он хотел принести ей подарок, но не знал какой. Он проходил мимо полянки, где было много цветов, сорвал один для мамы. Как только мама его увидела, да еще с цветком, она сказала: «Ты самый мой любимый сын…»

«О бабочках, которые прилетели к своим кувшинкам…», Надя Ш., 7 лет.

«О морском коньке, который был главным рыбьим врачом, поэтому к нему каждый день приплывали разные рыбки за помощью…», Тая Б., 6 лет.

Рассматривая детские рисунки и выслушивая нехитрые истории, еще раз убеждаешься, что каждый штрих, каждое пятно маленький автор рисует не случайно, оно имеет для него особый смысл. И если дать возможность ему рассказать о рисунке, складывается полная картина его размышлений над работой, словом, он дополняет рисунок, компенсируя неумение выразить свои фантазии и чувства только изобразительными средствами.

Для старших детей первое задание – творить для себя, для своих близких. Так появляются расписанные тарелки, мини-витражи, небольшие скульптурки и смешные колокольчики. Постепенно, поверив в свои силы, дети знакомятся с новыми техниками: монотипия – волшебные отпечатки на бумаге, квилинг – тонкая филигрань из скрученной бумаги и др. Поражает трепетное отношение ребят к своим работам. Мы не сразу раздаем их авторам, даем возможность полюбоваться всем на импровизированной выставке.

Следующий шаг – общественно значимые работы. Так возникло панно «Лето», выполненное в технике текстильной пластики, оно будет украшать интерьер клуба для наших детей.

Мы старались, чтобы каждое творческое событие имело целью не просто получить результат, но стало бы для детей стимулом развивать свои успехи в дальнейшем, продолжать творить.

Учимся доставлять радость всем вокруг. Театральное событие. Четыре отряда – четыре спектакля – интерпретируют сказки или сказочные истории: «Золушка на современный лад» (14-16 лет), «Сказка о царевиче Лягухе» (12-14 лет), «Баллада о рыцарях и прекрасных дамах» (9-11 лет), «О сказочных волшебствах вокруг» (5-7 лет). Все сюжетные линии спектакля, костюмы разрабатывали вместе, для каждого придумывалась роль, все были участниками спектакля и могли проявить себя. Один эпизод из спектакля о рыцарях: особое удовольствие мальчишкам доставила «ковка» оружия и доспехов, изготовление мечей, шлемов. Сражение на мечах так понравилось младшим, что уже на следующий день один из рыцарей, Коля, организовал, к взаимной радости, уроки фехтования для малышей.

Все эти спектакли готовились для родителей и друзей, которые в ответ тоже выступали перед детьми.

Летняя конференция. Общая тема – «Я и мир вокруг». Конференция была задумана для того, чтобы каждый, кто хочет, мог выразить себя, рассказать о том, что его интересует. Чтобы не было страшно, мы старались исключить принцип соревнования – «кто лучше», поэтому возникло множество номинаций, в которых каждый участник конференции был оценен по достоинству. Не победа, а возможность проявить себя – так у наших детей возникает чувство собственного достоинства и укрепляется уверенность в своих силах. Общее требование ко всем участникам: сообщение, презентация – 10-15 минут, ответы на вопросы, задание для аудитории по теме доклада, чтобы слушатели сами превращались в активных участников события – 30 минут. Так, после доклада Ивана Ф. «Моя жизнь в музыке» все вместе придумывали песню на свои слова, после выступления Ольги К. «История костюма» создавали эскизы костюма будущего, вдохновленные рассказом Анны К. «Моделирование из природных материалов», строили архитектурные композиции из веток и шишек и т. д. Эта форма работы понравилась детям, и в течение всей смены появлялись все новые и новые желающие принять участие в конференции. Темы были самые разнообразные: «О культуре Древнего Египта» (Марго О.), «Об обитателях нашего леса» (Наташа З.) и др. Заставить ребенка поверить в свои силы и активно проявить себя – кропотливая, ювелирная работа. Нельзя торопиться, надеяться на сиюминутный результат. Найти малейшую возможность для самовыражения, создать атмосферу, в которой строятся отношения друг с другом, – вот условия для совместного творчества. Дети учатся не только видеть интересное в другом человеке, но и к себе у них меняется отношение. Повышенная тревожность, низкая самооценка постепенно отступают. Мы в этом убеждаемся, сравнивая поведение одних и тех же детей на протяжении долгого времени совместной работы.

Театр теней. Все в душе хотят стать артистами, но выйти на сцену часто бывает страшно. Теневой театр помогает справиться с робостью. Смотрим мини-спектакль «Рассвет». Автор, режиссер и постановщик Сережа П. – давний член нашего лагеря и клуба. Свои умения и любовь к танцу Сережа выразил в маленькой новелле без слов – только музыка и движение. Все участники были за экраном, поэтому страх перед публикой ушел – отсюда и смелость, и раскованность актеров. На репетициях дети с удовольствием искали варианты, придумывали новые эпизоды. В результате зрители увидели на экране пробуждение Земли: восход Солнца, птицы и цветы, деревья и, наконец, человек в полной гармонии с природой. Музыка и движения детей завораживали, а режиссер и исполнители не скрывали своей радости, получая комплименты. Еще раз убеждаешься, насколько ценны такие спектакли, которые не связаны с долгим изучением слов и ролей, где не навязывается готовый сценарий и ребенок сам творит. Конечно, взрослый все контролирует, но надо уметь находиться в тени, направляя творческий процесс и всячески помогая ребятам.

Когда грустно и одиноко. Всегда есть такие дети, которым особенно тяжело входить в мир общих забот большого коллектива. Потухший взгляд, стремление уединиться, безразличие и грусть… Однако такие ребята с удовольствием идут на личный контакт со взрослым. В условиях лагеря вывести ребенка из грустного состояния помогает природа – лес, река. Как оживает человек, когда видит перед собой красные от земляники поляны в лесу, слышит шум воды в реке, стук дятла. Можно неспешно совершить множество открытий – найти следы зверей, поймать интересный кадр. Никто не мешает поговорить, рассказать, что тебя тревожит, о чем мечтаешь, или просто помолчать. В такие минуты чувствуешь особую ответственность перед этими детьми, которые много пережили, но так хотят строить свое будущее. Иногда дети рассказывают, как справлялись с болезнью. Мудрость и детская наивность соединились в этих ребятах. Большая ответственность у взрослых, если дети доверяют им. Хранить секреты, незаметно помочь, настроить на позитивный лад – этому надо нам, взрослым, учиться постоянно.

«…У меня много друзей! Когда я долго лечился и мне было особенно одиноко, я нашел себе друзей Wind и Sun (ветер и солнце). Я постоянно с ними общаюсь, моим лучшим другом также является Nature (природа). Он включает в себя всю прелесть земной природы – это и деревья, растущие в лесах и городах, и все цветы, и каждый куст. Все поля, реки, озера, облака – мои лучшие друзья. Недавно я подружился с Fire (огонь), каждый раз он предстает предо мной в особо восхитительном образе. Я общаюсь с животными. Ах да, я совсем забыл про нашу матушку-Землю. Про нее можно говорить – не переговорить…» (Алеша В.)

Дети с удовольствием включаются в работу с младшими, им легче преодолеть свои комплексы, когда они выступают в роли старших помощников. Мы наблюдали, как взрослые девочки ухаживают за малышами, играют с ними, терпеливо сносят их шалости. Занятия с младшими детьми – следующая ступень во взаимоотношениях. Аня И. учила детей играть на музыкальном инструменте, Данила Я. вдохновенно давал урок русского языка, Аня К. строила на полянке хитроумные конструкции из палочек… Кто знает, может быть, пройдет время, и из наших детей вырастут хорошие педагоги или просто отличные родители?

Как решать конфликты? Наши дети, как и все дети на свете, могут ссориться, обижаться, испытывать дискомфорт в общении друг с другом. Одни стараются уйти от проблемы, скрыться, спрятаться, другие впадают в агрессию. Как помочь ребятам справляться с ситуацией, когда ты обижен на весь свет? Мы предложили детям поразмышлять о своих взаимоотношениях, о ссорах и обидах, а главное, о том, как помириться друг с другом, как жить в согласии разным людям. Отрывки из размышлений:

«…Как жить, чтобы не появились конфликты между людьми? Мое мнение – надо искать компромиссы, идти друг другу навстречу. Я, например, очень миролюбивый человек и поэтому ярый противник конфликтов. Все люди разные. У меня цель – познакомиться с большим числом людей. Вы просто не представляете, какой восторг вызывает у меня очередное знакомство…» (Алеша В.)

«…Решить спор на словах, а не «забив стрелку», гуманнее и разумнее. Но силовой метод, к сожалению, не ушел из жизни. Если честно, и мне бить никого не хочется, но иногда слова не помогают… В ссоре надо прислушиваться к людям и присматриваться к себе…» (Саша Р.)

«…Начну с заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя…» Надо уметь прощать обиды и «проглатывать» оскорбления. Но это очень трудно – простить, уступить. Так что иногда нужно позвать третьего, который найдет компромисс и помирит людей. Мне помогают мысли мудрецов, которые я собираю: «На правду не обижаются, а если вы обиделись, то это правда», «Не судите, да не судимы будете», «У человека, не имеющего недостатков, мало достоинств…» (Сережа А.)

«…Человек более сильный может унизить более слабого. Почему? Мне кажется, что это происходит подсознательно. Если человека обижали в беззащитном возрасте, он будет делать то же самое, когда вырастет…» (Артем З.)

«…Мир – состояние, когда ты находишься в равновесии с самим собой и с окружающими. Бывает, когда с окружающими ты в мире, а в душе – ураган. Душевное неблагополучие делает мир с окружающими натянутым. Как же помириться с собой? Можно всю жизнь душевно страдать, но на публике быть шутом. Даже самые близкие могут не знать тебя внутри. У меня нет мира в душе, я слишком импульсивный, и иногда это отражается на окружающих. Я хочу подавить конфликт, но это часто не получается…» (Иван Р.)

«…Чужие и свои. Мы становимся чужими, когда переходим в новую школу, приезжаем в новый дом… Очень здорово, когда тебя сразу принимают в коллектив. Я очень рада, что меня приняли в нашем лагере, хотя я здесь первый раз. Спасибо…» (Оля К.)

Конечно, нельзя ожидать, что, поразмыслив о ссорах, мы сразу сделаем мир добрее, но все мысли детей так или иначе отражают их личные обиды, и, поняв это, взрослые будут знать, в каком направлении работать с каждым ребенком, да и сами дети, пытаясь объяснить те или иные конфликтные ситуации, легче найдут выход из ссор и разногласий.

Эти заметки отражают лишь часть большой программы. Для осуществления всех дел в лагере требуется сплоченный коллектив взрослых. В этой смене именно атмосфера дружбы единомышленников-коллег помогла справиться с трудностями и успешно работать всем вместе. Мы могли советоваться, объединять свои дела по интересам, помогать друг другу искренне и с полной отдачей. Очень важно, что среди нас были двое молодых коллег, которые сами в свое время прошли реабилитационный лагерь и приехали работать с детьми, зная об их проблемах не понаслышке. В лагере были 61 ребенок и 11 взрослых: Евгения Гордеева, Юлия Махова, Альфия Сафиуллина, Людмила Николаевна и Алексей Огородовы, Михаил Кузин и Дмитрий Войтенко, Агнесса Кротова, автор этих строк и, конечно, Марина Александровна Гусева и Григорий Янкелевич Цейтлин – создатели, руководители и душа этого лагеря.

Мне же хочется еще раз обратиться к читателям. Дорогие коллеги! Для любого учителя наш лагерь – уникальная возможность одновременно работать с детьми разного возраста. Организуя общие дела, учить их взаимодействовать, дополняя и помогая друг другу. Не пугайтесь слова «реабилитация». Поверьте, проблемы у детей очень похожи, где бы они ни учились и как бы себя ни чувствовали. Подарите свои знания и любовь, и вы обретете благодарных и чутких маленьких друзей. Работа с детьми не прекращается после лагеря. АНО «Дети» создала клуб для детей, сотрудничества с новыми коллегами ждут и взрослые, и дети.

Героям этих заметок, детям, пожелаем здоровья, и пусть сбудутся все их мечты.

Мы любим вас, ребята!

Наталья БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ, учитель изобразительного искусства средней школы №807

Фото автора

Москва

Эта бабочка сама нашла себе подружку и долго не хотела расставаться с девочкой

Немного грима – и ты другой человек

После премьеры спектакля «Красная шапочка»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту