Сегодня с полной уверенностью можно констатировать, что процессы сохранения и укрепления здоровья школьников стали составной частью образовательного процесса, а само понятие «здоровье» уже категория педагогическая.
Это положение напрямую закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения. В частности, согласно ФГОС «на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». В требованиях стандарта также указано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к духовным ценностям». Это означает, что показатели состояния здоровья школьников и характеристики качества здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения входят теперь в общую систему оценки качества работы школы.Появление законодательно закрепленного процесса здоровьесбережения диктует необходимость наличия системы управления этим процессом. Создание такой системы было обозначено как цель городской экспериментальной площадки «Стандарт деятельности «Школы здоровья» и система контроля качества оказываемых ею услуг», в которую вошли школы здоровья ЮЗАО (2009-2012 годы).Работа площадки строилась на основе принципов теории менеджмента качества и международных стандартов качества, разработанных международной организацией по стандартизации ISO (ИСО) – International Organization for Standardization. В Российской Федерации качество образовательной деятельности регулирует национальный стандарт «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования», идентичный международному стандарту IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в сфере образования» (IWA 2:2003 «Quality management systems – Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education»).Требования к качеству российского образования определяют также требования государственных образовательных стандартов (ГОС), требования по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ, что образует фактически национальную систему качества образования.Согласно стандартам ISO 9000:2000 качество – это степень, в которой совокупность характеристик соответствует заданным требованиям и установленным стандартам. Требования и стандарты устанавливает потребитель. Потребители образовательной деятельности – как сами обучающиеся и персонал образовательного учреждения (внутренние потребители), так и родители обучающихся, вузы, государство и общество в целом (внешние потребители). Определить требования потребителей необходимо на самом первом этапе создания системы менеджмента качества здоровьесберегающей деятельности, потому что эти требования фактически будут ожидаемыми результатами деятельности учреждения.Совместная работа школ-лидеров ЮЗАО в области здоровьесбережения позволила определить перечень таких требований. Для родителей учащихся важно, чтобы пребывание в школе их ребенка было комфортным и безопасным. В школе должен быть медицинский персонал, который в числе прочего способен оказать экстренную медицинскую помощь, должна регулярно проводиться диспансеризация, а ее результаты своевременно передаваться родителям. Родители хотят не только видеть доброжелательный персонал, но и быть уверенными, что педагоги осведомлены в вопросах здоровьесбережения. Большое значение они придают организации питания, обеспечению возможности удовлетворения потребности детей в двигательной активности и оформлению помещений школы. Сами обучающиеся хотят также посещать комфортные помещения, ожидают, что школа будет способна организовать для них отдых между уроками в приспособленных для этого рекреациях или специальных кабинетах. Школьникам важны возможность реализации потребности в двигательной активности, возможность выбора блюд в школьной столовой и обеспечения в школе питьевого режима. Общество, высшие учебные заведения и государство в целом предъявляют свой набор требований. Образовательное учреждение должно соблюдать соответствующие требования санитарных правил и норм. Школа не должна провоцировать формирование школьно обусловленных заболеваний. Ученикам должны быть привиты навыки соблюдения здорового стиля жизни. Школа должна подготовить не только образованного выпускника, но и трудоспособную социально адаптированную личность. Не стоит забывать и о персонале образовательного учреждения. Здесь помимо традиционных требований обеспечения безопасности и охраны труда важную роль играют возможность самореализации и профилактика профессионального выгорания педагогов.Четкое понимание требований потребителей и знание требований государственных стандартов – это ключ к построению эффективной системы менеджмента качества.С.ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ, доктор медицинских наук;В.ФИНАГИН, кандидат физико-математических наук
Комментарии