search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Здоровье превыше всего

Городская конференция «Модернизация физического воспитания в системе столичного образования» открывала череду мероприятий, посвященных началу нового учебного года. С основным докладом выступил директор Центра ОМОФВ Департамента образования Николай Федченко.

2012 год Правительство Москвы объявило Годом спорта и здорового образа жизни, годом инноваций в области оценки качества образования и его модернизации. То есть государство заявило о необходимости изменения содержания физического воспитания в системе образования. Безусловно, ведущая роль при этом отводится школе. Ее задача – формирование здоровьесберегающей среды и системы работы по физическому воспитанию обучающихся, вовлечению в занятия физической культурой и спортом всех участников образовательного процесса, эффективное использование ресурсной базы. Законодательная и нормативная база позволяет образовательным учреждениям Москвы с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определять формы занятий, выбирать средства физического воспитания, базовые виды спорта, а также проводить внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования, физкультурно-спортивных объединений, федераций по различным видам спорта и других заинтересованных организаций. Наиболее важным при этом остается сохранение здоровья обучающихся в условиях интенсификации учебного процесса.Полноценная деятельность образовательных учреждений по физическому воспитанию нуждается в организационно-методическом сопровождении, которое осуществляет наш Центр по пяти направлениям. Первое направление – освоение федеральных образовательных стандартов по физическому воспитанию. В течение 2011-2012 учебного года Центр ОМОФВ и окружные ДООЦ провели проверку по организации образовательного процесса физического воспитания в школах города. Анализ полученных данных показал, что в целом учебно-массовая, воспитательная и спортивно-массовая работа в образовательных учреждениях отвечает современным требованиям. Однако во многих школах проблемной остается реализация образовательных программ по физической культуре. Некоторые продолжают использовать в своей работе устаревшие подходы, не корректируя их с учетом современных требований ФГОС, не в полной мере используют в учебном процессе современные образовательные технологии, организация и проведение урока физической культуры не всегда отвечает современным требованиям, что стало следствием недостаточной профессиональной компетенции учителей в части использования здоровьеформирующих технологий обучения и личностно ориентированного подхода.Для успешной реализации ФГОС в течение прошлого учебного года наш центр провел на городском уровне 15 семинаров, 18 мастер-классов, разработал в помощь учителям методические рекомендации по новому содержательному наполнению образовательных программ по физической культуре, овладению современными оздоровительными системами по индивидуальной работе с обучающимися.Второе направление – приведение условий физического воспитания в соответствие с новыми требованиями СанПиН. Столичная система образования активно использует инновационные технологии, современные подходы в образовательном процессе, а также развивает материально-техническую базу образовательных учреждений, совершенствует курсовую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров.Третье направление – повышение качества уроков физической культуры. При введении Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется уроку физической культуры. На предмет качества организации урока физической культуры за прошлый учебный год мы проверили более 30 образовательных учреждений. В основном в этих учреждениях уроки физической культуры проходят на очень хорошем уровне и с высокой результативностью. Среди лучших школы №1518, 299, 1374, 2044, 950, 1539, 1085 (СВАО), 1994, 2009, 1445 (ЮЗАО), 345, 1284, 235, 268 (ЦАО), 2026, 406, 1495, 2031, 1502, 1504 (ВАО), 1912 и 1739 (Зеленоград), 1953 (ЗАО), 1828, 2000, 1450, 871, 880 (ЮАО), 1090 (СЗАО), 1959 и 469 (ЮВАО).Но наряду с этим общей проблемой формирования целостной системы физического воспитания в школах остается отсутствие должного планирования внутришкольного контроля, контроля за организацией и проведением внутришкольной спартакиады. По итогам комплексных проверок были проведены консультации с учителями физической культуры по методике организации учебного процесса, с администрацией образовательных учреждений – по организации внутришкольного контроля, оформлению документации, регламентирующей работу учителя, документацию по технике безопасности.Четвертое направление – организация обязательных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Анализ физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня показал, что в 70% учреждений проводится зарядка до уроков, практически во всех образовательных учреждениях динамические перемены включены в расписание учебных занятий. Центр разработал и отправил в ОУ методические рекомендации по проведению доурочной гимнастики, физкультурных минуток, подвижных перемен и спортивного часа в группах продленного дня.В прошлом учебном году был введен третий час физической культуры в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений всех типов и видов. Для этого Центр ОМОФВ совместно с окружными ДООЦ провели обследование материально-технических возможностей всех ОУ для занятий физической культурой и спортом, разработали и дали рекомендации учителям и администрации по организации учебного процесса с введением третьего часа физической культуры, подготовили методические рекомендации по организации и формам проведения третьего урока физической культуры, оказали помощь по использованию спортивных объектов, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта, других ведомств Москвы.Сегодня независимо от материально-технических возможностей третий урок физической культуры введен во всех школах столицы. В течение учебного года Департамент образования подписал соглашения о взаимодействии с общероссийскими и московскими федерациями по видам спорта и Международной академией Ирины Винер по введению и использованию программ по видам спорта в качестве варианта организации третьего урока физической культуры.Пятое направление – осуществление работы по профилактике и предотвращению травматизма на занятиях физической культурой и спортом. Травматизм на занятиях физической культурой и спортом остается проблемой, а с введением третьего часа наблюдается даже тенденция увеличения травм почти на 30%. За прошедший учебный год в ОУ на уроках физической культуры, секционных занятиях, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях зафиксированы 844 травмы. Наибольшее количество травм в ВАО (117), ЗАО (133), СВАО (201). Анализ показал, что основные причины травматизма – нарушение учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования методики преподавания и техники безопасности на занятиях физической культурой и спортом, нарушение санитарных норм в связи с введением третьего урока физической культуры (перегруженность спортивных залов, использование неприспособленных помещений – актовых залов, рекреаций), нарушения обучающимися дисциплины, недостаточность систематического врачебного контроля, несоответствие пришкольных спортивных площадок и школьных стадионов требованиям безопасности.Центр физического воспитания провел анализ состояния физического воспитания для определения факторов риска и разработки конкретных целевых мероприятий. В этой связи осуществляется ежемесячный контроль за соблюдением требований безопасности во время занятий физической культурой и спортом по базовым разделам программы, а также по видам спорта повышенной опасности, в каждом округе проводят семинары-практикумы по методике и организации проведения занятий, разработаны примерные инструкции по охране труда и технике безопасности по вновь вводимым разделам учебной программы. Специалисты нашего центра оказывают систематическую помощь образовательным учреждениям по обеспечению безопасности во время организации учебного и тренировочного процессов по физической культуре. В курсовую подготовку повышения квалификации педагогов в обязательном порядке включены четыре часа занятий по охране труда и технике безопасности.Особое внимание система столичного образования уделяет организации и проведению спортивно-массовой работы. В этой деятельности наш центр осуществляет организационно-методическое сопровождение по трем направлениям.Первое направление – развитие спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях города.Второе – оказание организационно-методической помощи и осуществление контроля за проведением спартакиады школьников на всех этапах с уделением особого внимания на организацию проведения их на внутришкольном этапе.Третье направление – формирование сборных команд ОУ по видам спорта для участия во всероссийских и международных соревнованиях.Все это позволяет образовательным учреждениям проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на более высоком уровне.В соответствии с планом работы центра и окружных ДООЦ в 2011-2012 учебном году мы проверили более 50 школ по постановке спортивно-массовой работы. По результатам проверки положительную оценку получили школы №1497, 1329, 1953 (ЗАО), 2009, 520 (ЮЗАО), 1450 (ЮАО), 1914 (ВАО), 950 (СВАО). А вот в школах №1514, 1507, 1998 не было приказа о внутришкольной спартакиаде, положений о спартакиаде, отчетов, протоколов и таблиц о ходе спартакиады, хотя внутришкольный этап спартакиады остается обязательным для ОУ.В прошлом учебном году спартакиада прошла по 83 видам программы, в которой приняли участие более 721 тысячи учащихся. В результате по итогам ее проведения первое место занял Восточный округ, второе – Западный округ, третье – Южный округ.Первоочередной задачей стало предоставление возможности всем категориям обучающихся активно заниматься физической культурой и спортом. Сегодня материально-техническую базу ОУ составляют 3170 спортивных плоскостных сооружений, 190 межшкольных стадионов, 1823 типовых спортивных зала и 1384 приспособленных под занятиях физической культурой помещения, 604 футбольных поля, 50 плавательных бассейнов в школах и 759 в дошкольных учреждениях. 10 процентов ОУ имеют эффективно работающие лыжные базы.В рамках благоустройства территорий как в прошлом учебном году, так и при подготовке к новому Департамент образования и Правительство Москвы построили и реконструировали стадионы и спортивные площадки на 3 млрд 302 млн 907 тысяч рублей, приобретен спортивный инвентарь и оборудование на 2 млрд 965 млн 240 тысяч рублей. Особенно обрадовало распоряжение Правительства Москвы от 15 декабря 2010 года, на основании которого для организации зимнего отдыха в ОУ были поставлены лыжные комплекты, коньки для хоккея, фигурного катания, клюшки, ледянки. Важное место в решении задач физического воспитания и спорта занимают учреждения дополнительного образования. В этой системе работают 3169 педагогов допобразования спортивного профиля, что позволяет привлечь 391361 обучающегося к систематическим занятиям по 98 видам спорта. Итоги работы, проделанной в 2011 году в области дополнительного образования спортивной направленности, были подведены на балу юных спортсменов, на котором Департамент образования наградил 576 школьников: 60 победителей и призеров первенств и кубков мира, 73 – Европы, 443 – России. Особо отмечу команду юных воспитанников и педагогов дополнительного образования школы №877 Южного округа, которая на протяжении трех лет побеждает или становится призером всероссийского финала в рамках программы «Мини-футбол в школу».Еще один ресурс повышения качества физкультурно-массовой работы среди детей и подростков, обеспечения доступности занятий спортом – работа по созданию школьных спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений. Созданы и успешно работают школьные спортивные лиги по таким видам спорта, как футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, гандбол, регби, бадминтон, художественная гимнастика, спортивное единоборство. Если в 2008-2009 учебном году городские соревнования проводили только в формате одной футбольной лиги, где участвовали около 400 школьных команд, то сейчас соревнования школьных лиг идут по девяти видам спорта и участвуют в них более 1300 команд ОУ, а с нынешнего учебного года будет проходить уже спартакиада школьных спортивных лиг с подведением итогов комплексного зачета по видам спорта. Не может не тревожить, что есть проблемы, которые препятствуют эффективной работе ОУ в области физического воспитания. Прежде всего это проблемы межведомственного взаимодействия: отсутствие нормативно-правовой базы для аттестации учащихся, освобожденных от занятий физкультурой, а также учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе А и Б, качество спортивного инвентаря и оборудования, поставляемого в ОУ, в лучшем случае это оборудование производства Пакистана, но в большинстве случаев – Китая, оборудование Словении и России мы не видим уже долгое время. Тревожит проблема качества ремонта и строительства спортивных залов, стадионов, спортивных площадок, что касается их проектов и размеров, но иногда они противоречат всем принятым нормам. Долгие годы не рассматривается вопрос о бесплатном проезде детей и педагогов на все спортивно-массовые мероприятия по городу, все еще остается проблемой целевое финансирование обучения плаванию.Подводя итоги, можно сказать, что в целом система организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в ОУ Москвы сформирована, накоплен значительный опыт в области организации физического воспитания средствами общего и дополнительно образования, очевидна положительная динамика в увеличении количества ребят, занимающихся физической культурой и спортом, ОУ всех типов используют инновационные физкультурно-спортивные технологии, внедряют в образовательный процесс эффективные системы физического воспитания, ориентированные на особенности развития детей и подростков, развиваются массовые и нетрадиционные виды спорта, увеличивается сеть школьных спортивных клубов и лиг, улучшаются материально-технические условия для максимального привлечения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте