search
main
0

Здоровье – категория не медицинская Для валеологии характерна идея самосовершенствования и жизнетворчества

“Раздумья о здоровье” – так назвал свою книгу известный врач и ученый Н.М.Амосов. Рано или поздно каждый человек задумывается над этим вопросом, потому что, хотим мы того или нет, здоровье – это реальная жизненная ценность. Разрешите познакомить вас с возможным решением проблем здоровья человека на научном уровне, дать представление о науке валеологии.

Опуская сложные ввиду вымеренности критериев определения валеологии, можно охарактеризовать ее как область научного знания о здоровье здорового человека.
Наиболее широко известно определение здоровья, данное ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения): “Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. С научной точки зрения может быть признано, что данное определение не удовлетворяет некоторым параметрам: например, динамичности характеристик здоровья. Для данного же изложения важно, что в определении подчеркивается целостное понимание здоровья человека, для которого психический и социальный (по другим источникам – нравственный, духовный) компоненты оказываются даже более значимыми. Так, психологам хорошо известны факты психосоматических заболеваний (мы часто говорим: “все болезни от нервов”), отмечают, что увлеченные, творческие люди при прочих равных условиях дольше сохраняют свое физическое здоровье. Обратившись к наследию Н.А.Добролюбова, заметим, что и в ХIХ веке здоровье человека не всеми понималось как “накачанные бицепсы”: “…как бледные, истощенные ученые дети, так и дикари, обладающие страшной физической силой, развиты одинаково односторонне, и односторонность эту можно назвать недостатком полного здоровья организма”.
До 80-х годов понятие “здоровье” традиционно относилось к чисто медицинским категориям. Однако, по признанию академика РАМН А. Разумова, медицина основана на патологоцентристской парадигме. Суть ее – борьба с болезнями, а не сохранение и формирование здоровья.
В то же время исследования в области космической, военной, спортивной медицины и физиологии в 70-80-е годы ХХ века выявили целый спектр функциональных состояний здорового человека, которые нельзя отнести к болезням, но которые заметно влияют на его работоспособность, общий жизненный тонус, качество жизни (работы д.м.н. Л.Г.Апанасенко, д.м.н. Р.М.Баевского, д.м.н. В.П.Казначеева, д.м.н. И.И.Брехмана и других).
Здоровье стало постепенно выступать не просто абстрактным антонимом болезни, а самостоятельной сложной и многозначной научной категорией. Это потребовало изучения не только практических способов оздоровления, но и способов оценки “наличествующего” здоровья, поиска адекватной методологической базы. Все эти проблемы и позволили д.м.н. И.И.Брехману говорить о необходимости формирования особой области научного знания, которую он предложил назвать валеологией (vale – старолатин. – быть здоровым, здравствовать).
Основная цель валеологии, по мнению академика В.П.Казначеева, не столько познание причин здоровья, сколько изучение высот здоровья и путей его достижения, то есть всестороннее совершенствование здоровья человека. Для валеологии характерна идея самосовершенствования, саморазвития, жизнетворчества, так как человек – субъект, творческая личность, наделенная волей, сознанием, ставящая цели, активно действующая для их достижения. Здоровье, таким образом, выступает не самоцелью, а необходимым условием полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов.
Выделяется ряд факторов, определяющих количество здоровья человека. По некоторым данным, примерно 20% определяется наследственностью, 10% – медициной, 20% – состоянием окружающей среды, 50% составляют условия и образ жизни. Приведенное процентное соотношение показывает значимость пропаганды здорового образа жизни. Образу жизни можно учить так же, как можно воспитывать ценностное отношение к здоровью, учить практическим способам поддержания и укрепления своего здоровья. Это объясняет один из принципиальных тезисов валеологии – здоровье можно не только сохранять и укреплять, здоровье возможно формировать. Говоря об идее формирования здоровья, нелишним будет привести мнение д.м.н. проф. В.Ф.Базарного, широко известного в России своими разработками здравосохраняющих технологий обучения: “Это иллюзия, что само по себе здравоохранение или образование может решить вопрос (о здоровье. – Л.Д.) отдельно. В данном случае “перепутали рельсы”: здоровье – категория не медицинская. Это итоговая характеристика воспитания, резервы жизни – энергетические, психологические, иммунологические. Здоровье – это категория воспитания, формирования внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна: педагогика” (Народное образование. 1998, N 2, с. 11).
Педагогическая валеология выдвигает в качестве основных задач сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе получения ими образования. Содержательно принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников разрабатываются Г.К.Зайцевым с сотрудниками (Санкт-Петербург).
Существуют различные точки зрения на способы решения вышеназванных задач: введение образовательного курса “Валеология”, интеграция валеологических знаний в другие образовательные области, валеологизация (оздоровление) образовательной среды в целом.
Очевидно, что рациональная организация режима обучения, двигательной активности школьников и другие подобные меры являются практическим уровнем решения проблем валеологизации образовательной среды. Но очевидно и то, что ограничиваясь “материальной стороной дела”, не затрагивая мировоззрения учителя в отношении здоровья, не формируя профессионально-ценностного отношения к здоровью детей (не на уровне деклараций, в чем мы уже преуспели, а на уровне готовности действовать), мы лишь слегка сдвигаем проблему с места. Главный вопрос – что и как будет делать учитель на своем уроке, за закрытой дверью, вспомнит ли он о здоровье детей, выбирая темп урока, стиль общения, объем домашних заданий и т.д. Вот почему сведение рассматриваемой проблемы только к санитарно-гигиеническим вопросам или только к образовательному курсу о здоровье значительно сужает возможности оздоровления (валеологизации) системы образования.
Примечательно, что методологические основы (то есть та теория, которая выступит инструментом для дальнейшего приращения знания) педагогической валеологии и личностно-ориентированного образования не имеют существенных различий. На мой взгляд, развитие валеологических идей в образовании – сам ребенок как ценность, забота о его физическом и психическом благополучии, защищенность ребенка, знание его возрастных и индивидуальных особенностей, развитие через удовлетворение актуальных потребностей, творчество, обучение здоровью – может выступать формой реализации личностно-ориентированного образования. Это особенно актуально в связи с низким уровнем здоровья большинства школьников. Кроме того, ценность здоровья близка и понятна учителю, который к 35-40 годам сам обладает низким потенциалом здоровья, особенно в отношении нервно-психического статуса.
Именно отношением к здоровью как к реальной жизненной ценности объясняется то, что во многих школах оздоровление детей выбрано в качестве основного направления инновационной деятельности. Поиск решения на узкопрактической основе, исходя из обыденного понимания проблемы педагогами, неспециалистами в области науки о здоровье, и привел, видимо, к увлечению в некоторых школах (вот только нигде не удается узнать, в каких именно!) недостаточно обоснованными с научной точки зрения методами оздоровления. Проблема, таким образом, заключается не в ложности науки валеологии, а в недостатке выверенных научных знаний.
Бесспорно, что за 20 лет развития валеология не могла получить абсолютную, полную истину о здоровье человека. Однако, возможно, приведенные сведения позволят учителю получить информацию о реальных научных проблемах валеологии и послужат пищей для содержательных самостоятельных размышлений.

Лариса ДЫХАН,
педагог-валеолог школы N 27, аспирант кафедры общей педагогики ТГПИ
Таганрог,
Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте