search
main
0

Здоровье – это образное мышление в режиме творчества

К сожалению, в Положении о конкурсе “Сто друзей” нет четких критериев выполнения работ. Поэтому многие педагоги не совсем понимают, что такое “здоровьесберегающее обучение”. Так считает рецензент номинации “Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе” профессор, доктор медицинских наук Владимир Базарный.

В начале и в конце учебного года, считает Владимир Филиппович, дети должны быть осмотрены психологом, невропатологом и педиатром. Необходимо оценить, как прошло развитие ребенка с точки зрения его телесного здоровья, творческого потенциала и психической моторики. “Что такое психическая моторика? Это осмысленная, уверенная речь, вдумчивое чтение и пластическое художественное письмо, – поясняет Владимир Базарный. – Если три эти категории не поставлены, то психика будет обязательно разрушена. Например, если телодвижение сидящего за столом ученика закрепощено, то его развитие будет существенно тормозиться…”
Педагогическая изобретательность участников конкурса произвела большое впечатление на рецензента. Практически все учителя, считает он, заслуживают поощрения.
Примечательна статья Галины ЗАБОЛОТНОЙ из села Очуры, учителя английского языка с 20-летним педагогическим стажем, “Хочу, чтобы учительница улетела на Луну”. В ней она пишет: “Мой сын ничем, кроме уроков, заниматься не успевает. Да и мы, родители, даже в выходные дни лишены возможности отдохнуть. Я готовлю с ним гуманитарные предметы, муж – математику и физику…” В статье приводится пример колоссальной перегруженности ребенка. Из нее видно, что учитель понимает роль личности ученика, относится к детям с любовью, не подгоняет их. Она для детей – вторая мама. У такого учителя школьники и болеют значительно реже, чем у педагога, который работает в авторитарном режиме.
В лаборатории Базарного провели тест – нарисуй учителя. Если педагог строг, то дети в его глазах рисуют искры, стрелы, льдинки и даже пасть крокодила. В глазах же доброго учителя они рисуют солнышко, сердечко.
Лариса МАЗНИЧЕВСКАЯ, учитель информатики из школы N 35 города Челябинска, пишет о необходимости ростомерной мебели. В ее работе “Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни на уроках информатики” много детальных знаний.
Профессионально выполнена работа учителя-логопеда Галины ЛОГИНОВОЙ из Малоярославца Калужской области “Развитие тонких движений пальцев рук как коррекционный метод восстановления нарушенной речевой функции”. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Педагог цитирует работы Павлова, Леонтьева. Проблема в том, что у большинства детей плохо тренированы кистевые суставы и пальцы, что сказывается на технике письма. Поэтому, считает Владимир Базарный, надо не корректировать, а развивать в детском саду и школе свободу кистевых и пальцевых движений. По Базарному, здоровьесберегающая педагогика – это образ, динамический стереотип, а не физкультминутка.
Учитель начальных классов Нина СТАРИКОВА из села Краснополянское Назаровского района Красноярского края представила работу по программе развивающего обучения Л. Занкова. Она использует на уроках конторки, березовые брусочки, которые подкладывает под ноги детям, игры на воздухе, танцы, занятия санками, лыжами, коньками. Работа, по мнению рецензента, заслуживает самой высокой оценки.
Отмечена и работа творческой группы учителей из 15-й школы города Сарапула Республики Удмуртия. Педагоги опираются на программу Л. Тарасова “Экология и диалектика”. Работа близка к тому, что называется здоровьесберегающими технологиями. Но если дети пишут “носом по столу”, то никакие “подходы” их не спасут.
Неплохой цикл работ из села Нижний Суэтук Красноярского края от Татьяны СТРЕЛЬНИКОВОЙ, Ирины СТРЕЛКОВОЙ и Натальи ЗЫРЯНОВОЙ. В них интересны конкурс “Мисс Грация”, развлекательно-познавательная игра “Эти лекарственные растения”. Но, к сожалению, опять не затрагивается 45-минутный учебный процесс, где разрушается здоровье детей.
Самого большого поощрения заслуживает проект “Здоровый урок” учителей из села Салба Ермаковского района Красноярского края С. АНТИПОВА, Я. ФИЛИМОНОВОЙ, В. МОСИНА и И. БОНДАРЬ. Они правильно подметили, что “здоровье – это образное мышление в режиме творчества”. Это один из главных выводов исследований лаборатории Базарного. Поэтому если творческого воображения и вдохновения у ребенка нет, то он находится в состоянии депрессии…
Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте