С 1 по 3 октября в подмосковном Солнечногорске прошел второй ежегодный Молодежный педагогический форум «Линейка». Организаторами мероприятия выступает мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», партнером – профессиональный конкурс «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Гостями форума в онлайн- и офлайн-форматах стали более 140 педагогов – от Калининграда до Владивостока. Под девизом «Измерь свой вклад в будущее» участники обсуждали новые подходы в воспитательной работе образовательных учреждений. Здесь решались судьбы школ: как менять образовательное пространство с учетом современных тенденций и требований периода после пандемии. Тема форума в 2021 году – «Инструменты вовлечения и мотивации в образовательном процессе». Молодые педагоги учились интегрировать учеников в образовательный процесс с помощью игры, музыки и социальных сетей. А «Учительская газета» выступила информационным партнером мероприятия.
Дружба с первых нот… и конфет
Первый день форума начался задорно и весело – с танцев под композицию Стаса Море «Юность моя». Музыка, как известно, связывает, поэтому вполне логично, что за ней последовал нетворкинг. Участники форума были одеты в белые свитшоты, на каждом из которых – портрет великого педагога и его яркое, емкое высказывание, над которым хочется поразмышлять. У каждой команды свой педагог как знак отличия. Но организаторы были против общения участников исключительно с членами своей группы, поэтому ради новых знакомств нас разделили… по конфетам! Каждый участник получал коробочку с разными сладостями внутри и должен был отыскать людей с точно таким же десертом. Когда новые команды сформировались, участники получили вопросы, помогающие узнать друг друга поближе. «Какие качества вы более всего цените в людях?» – решали члены нашей команды. Среди ответов прозвучали: искренность, честность, доброта, любознательность, открытость, хорошее чувство юмора, стойкость, смелость, умение любить. По-моему, сложился набор идеального педагога! Были и вопросы на раскрытие личности, порой весьма внезапные и интригующие: «Если бы я был(а) приложением или онлайн-сервисом, то каким? Какая я возможность на форуме для других? Если бы у меня был шанс обратиться ко всем учителям сразу, я сказал(а) бы им…?» Как у Вениамина Каверина в «Двух капитанах»: «Было над чем подумать».
– Участие в таких мероприятиях, как форум «Линейка», необходимо для самореализации профессионалов педагогического сообщества. Очень важно, что у молодых педагогов есть возможность обсуждать общепрофессиональные темы в рамках форума «Линейка» с опытными экспертами. Уверен, участие в образовательной программе форума поможет молодым учителям совершить рывок в своем профессиональном и личностном развитии, – отметил в рамках выступления на форуме руководитель Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования» Андрей Богданцев.
Игра как инструмент мотивации
Панельную дискуссию «Тренды в образовании» под чутким руководством организаторов форума проводили… школьники! Да не простые, а победители всероссийских олимпиад, например Ярослав Басов, золотой медалист олимпиады по астрономии. Он предложил внедрить урок-игру с развитой и увлекательной сюжетной линией, элементами интерактива. В этой игре должен фигурировать положительный яркий герой, мотивация к учебе которого способна вдохновить реальных школьников. Коллеги-олимпиадники поддерживали Ярослава. Среди факторов мотивации были названы атмосфера в классе, разнообразие учебных форматов, увлеченность учителя, групповые задания, нестандартные задачи, изучение иностранного языка через музыку, тематические комиксы, элементы исторической реконструкции.
– Несмотря на то что форум чуть больше года назад спроектировали и придумали сами молодые педагоги на смене «Образование» форума «Территория смыслов», сегодня это крупная площадка для знакомства с коллегами со всей страны, обмена опытом, работ над созданием инновационных педагогических решений, – заявил первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев.
Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова, авторы пособия «Игрофикация в бизнесе и в жизни», провели для участников «Линейки» мастер-класс «Геймификация: инструкция по применению». Мотивация, с точки зрения спикеров, опирается на внешние (статус, доступ к определенным благам) и внутренние (единение, автономия, мастерство, высшие смыслы) факторы.
Чтобы повысить эффективность работы учеников, надо задействовать факторы внутренней мотивации. Перед участниками мастер-класса стояла задача – спроектировать урок в игровой форме за счет постановки актуальной, достижимой, ограниченной во времени конкретной цели и четко разъяснить другим командам свои идеи. В руках молодых педагогов три типа кристаллов – знания, опыт, инициативы. Учителя должны применить имеющиеся в их практике инструменты, чтобы активировать перечисленные выше факторы внутренней мотивации.
Подготовить детей к познанию
Тему мотивации продолжила и развила во второй день форума Виктория Шиманская, психолог, бизнес-эксперт, специалист по развитию эмоционального интеллекта.
– Мотивация может появляться и присутствовать всегда – и в 5 утра, и в 12 ночи. Но перед тем как давать ребенку знания, важно подготовить его к самому процессу познания. Само присутствие детей перед нами не означает, что они сейчас с нами, – подчеркнула эксперт.
Если ребенок не дал права, чтобы ему что-то рассказывали, это насилие над ним. Ребенок, который не знает, зачем ходит в школу, воспринимает как насилие передачу ему знаний. Педагог должен давать не просто знания, а модели познания мира. Еще один важный аспект – знания об учителе, формирование образа, архетипа педагога. Только после этого можно приступать к непосредственной разработке и внедрению в классы увлекательных методик обучения.
Первый шаг – «Я чувствую». Разглядеть листочки на деревьях, потрогать парту, расслышать пение птиц за окном, сделать медленный глоток воды, ощутить аромат страниц учебника и лишь потом приступить к действиям, учебному процессу. Тело реагирует на внешние раздражители в 400 раз быстрее, чем кора головного мозга успевает обработать информацию, именно поэтому важно посмотреть на психологически сложную ситуацию, например двойку или тройку, с другой стороны, со стороны тела.
Полюбить ненавистную ранее биологию за то, что эта наука позволяет изучить и понять причины тех или иных телесных реакций.
Далее – работа над движениями, жестами, позами, убеждающими учеников (да и самих педагогов) в том, что перед школьниками сильный, добрый, дружелюбный, спокойный наставник («Так, чтобы Станиславский поверил», – смеется Виктория). Затем идет подготовка к познанию: можно составить «карту путешествий» урока или совершить с детьми межгалактический рейс, разработать композицию урока по аналогии с литературным произведением, включить в урок мнемотехники – это полезно и учителям, не только ребятам.
Все дети воспринимают мир по-разному. Высокоинтеллектуальному аналитику порой трудно писать сочинение. В таком случае нужно разложить на составные, логически структурированные части злосчастное сочинение, школьнику станет намного проще готовиться к экзамену. И, наконец, спроектировать свой собственный вовлекающий урок. Чем в завершение выступления Шиманской и занялись активные участники «Линейки».
По заголовку встречают, по проблеме провожают
Инструментом вовлечения в образовательный процесс может стать… обычный текст! Именно этой теме был посвящен мастер-класс от главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова.
Обычный, да не совсем. Руководитель ведущего педагогического СМИ в России дал несколько советов по написанию «вкусного», увлекательного, читаемого материала:
«Заголовок – это витрина. Именно от него зависит, прочитают ли материал. Он должен объединять и оригинально показывать тему статьи».
«Каждый заголовок уникален. Нужно цепко и внимательно смотреть, погружаться в контекст темы, на которую пишете. И тогда вы сможете нащупать собственный стиль».
«Искусство заголовка – отдельный жанр журналистики. И над ним нужно хорошо подумать. Возможно, уже после написания статьи».
«Чтобы развить «насмотренность», можно обратить внимание на такое СМИ, как «Коммерсантъ». У этого издания существует даже отдельная тематическая премия».
«Самый живой интерес вызывают материалы, которые приподнимаются над проблемой. Это должна быть не только ваша автобиография по теме, но и системный взгляд на ситуацию».
«Важно показать в материале, какой путь был проделан, сформировать цепочку причинно-следственных связей. Читателю любопытно: что было до этих событий, почему произошло так, а не иначе».
«Острые темы читаются прекрасно. Нужно найти «проблемный» сюжет в своем городе, интересного героя, как это делают собкоры «Учительской газеты». В этом может помочь отслеживание новостей по актуальным событиям региона».
«Массовые, но при этом узкопрофессиональные темы требуют экспертов. Или уникального опыта у самих авторов, работающих над ними. Лучше не писать вовсе, чем плохо, некомпетентно, неграмотно, вяло, скучно и банально».
– «Учительская газета» – старейшее педагогическое СМИ нашей страны. Она выходит с 1924 года. Даже в самые сложные для страны времена для наших коллег всегда было важно мнение педагогов. Кстати, «Учительская» – первый сайт газеты в Интернете в России. Вы можете тоже участвовать в ее жизни и вести свой блог на ее портале, а возможно, даже попасть в печатный выпуск, – резюмировал главный редактор.
Раздвигаем синие занавески!
Наверняка многим педагогам знаком анекдот про поиски глубинного смысла там, где он отсутствует. «В комнате были синие занавески». Учитель литературы говорит: «Синие занавески символизируют тоску героя по Родине, его мысли о судьбе страны».
А автор этого произведения отвечает, что синие занавески символизируют синие занавески.
Анастасия Щербакова, педагог по русскому языку в одной из частных школ Сингапура, вынесла этот анекдот в название блога в Инстаграм: https://www.instagram.com/sinie_zanaveski/.
Играючи и легко она говорит о серьезных теоретических вещах, чтобы их можно было сразу применить на практике. В этом году на форуме «Линейка» Анастасия показала, как создать композицию интересного урока по инструкциям, не требующим серьезной подготовки.
Композиция урока должна выстраиваться с учетом контекста: педагогу следует не только опираться на заранее выстроенный план, но и реагировать на то, что происходит вокруг него. Отличное начало занятия – пробудить в детях удивление. Например, вместо пересказа или зачитывания параграфа о поэте Афанасии Фете можно прочитать короткое стихотворение, которые у Фета всегда отличаются легкостью, и акцентировать внимание на нелогичных, порой неожиданных фактах, например: «любил посвящать время возделыванию огорода, обустроил пасеку», «страдал мощными депрессивными расстройствами». Удивление, импульс к изучению темы гарантированы.
Чтобы вовлечь ребенка в учебный процесс, можно пользоваться цитатами, но они должны быть броскими, яркими, четкими, врезаться в память и даже провоцировать споры. Например: «Как показывает история, нет непобедимых армий»; «Прямые существуют лишь в геометрии, а не в природе и не в жизни». Примеры из жизни – тоже отличный способ активизировать внимание школьника.
Наглядность плюс удивление упрощают восприятие. Новая формула, термин или схема (но без объяснения, а как элемент неожиданности), иллюстративные материалы на партах должны стать неотъемлемыми атрибутами школьных занятий. Еще один элемент начала нескучного урока – ритуализация. А еще Анастасия помогла посмотреть на состав урока по-новому.
«Вспомните ваш последний урок и выпишите, что делали ученики на уроке, – поделилась с коллегами лайфхаком Анастасия. – Таким способом можно узнать много интересного не только о детях, но и о самих себе».
Каких активностей больше? Точно ли каждому ученику находится занятие по возможностям, особенностям, интересам? Пытаетесь ли вы трансформировать задание так, чтобы из одного получилось минимум 3?
В ходе урока, по мнению учителя, крайне важно менять активность (промежуток зависит от возраста учеников), учитывать разные каналы восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), использовать разные форматы работы и грамотно распределять время.
Самые скучные темы спикер предложила обыграть. Например, вместо «Чем ты занимаешься в свободное время?» или «Как провел определенное время года?» пятиклассники предложили такие вопросы: «Зачем стране президент? Почему нельзя мусорить? Какой урок для тебя самый сложный? Зачем мы пишем сочинения? Почему мы несовершенны? Почему все любят печеньки? Зачем нужно читать книги? Почему в мире происходят войны?» Любой человек, даже окончивший школу полжизни назад, будет заинтригован и напишет сочинение на одной волне, без мучений.
Поменять формат, упростить или усложнить, предложить выбор, поменяться с ребенком местами, и школьник захочет погрузиться в урок. Задача педагога – дать ученику почувствовать свою значимость, осознать, что он находится на уроке не потому, что обязан выполнить задание старших, а для того чтобы вырасти над собой.
Если игра не является соревнованием, если ребенок хочет быть лучше себя самого, хочет быть нужным и значимым, следовательно, в нем пробудилась внутренняя мотивация. Не нужно гнаться за глобальным: каждая маленькая победа – ступенька к мотивации и дальнейшим академическим успехам!
Исследовать, а не заучивать
В этом году в панельной дискуссии приняли участие в качестве спикеров подростки – участники конкурса «Большая перемена», который также входит в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». Так что молодые педагоги смогли пообщаться с целевой аудиторией напрямую!
– Важно, исходя из новых реалий времени, правильно организовать процесс воспитания и образования молодежи начиная с самого младшего возраста. И этому в государственной политике уделяется огромное внимание, поэтому так важна роль учителя, – обратился к участникам форума «Линейка» замминистра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров.
Всего во время форума работали три сквозные лаборатории: лаборатория создания игр, в рамках которой педагоги научились создавать настольные предметные игры, музыкальная лаборатория, где участники использовали музыку в качестве инструмента мотивации учеников, и лаборатория «Цифры», где преподаватели ознакомились с различными онлайн-инструментами в образовательных целях. Молодые педагоги продемонстрировали личным примером: эпоха зубрежки далеко в прошлом и не про них. Держим курс на исследовательскую и проектную деятельность!
– Современный образовательный процесс – это уже не пассивное усвоение знаний, полученных от учителя. Это активное изыскание и уровень вовлеченности, это индикатор степени активности обучающегося, его энтузиазма, любопытства и потребности в получении новых знаний. Вовлеченный ученик выделяет время на обучение, соблюдает дедлайны, показывает впечатляющие результаты, активно участвует в обсуждениях и переносит знания на практику, – подвела заключительную черту проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии