search
main
0

Здесь и сейчас. Образовательный проект в режиме импровизации

​Самое импровизированное испытание новой модели проведения профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») и ее организационно-методического обеспечения – «Образовательный проект».

Цели этого конкурсного задания – демонстрация инновационного потенциала и проектной культуры лауреатов конкурса. Не менее важно для конкурсантов умение мобилизоваться за короткое время и оперативно договориться между собой. К этому заданию практически невозможно подготовиться заранее, ведь учителя даже не знают, с кем им предстоит сотрудничать. На глазах у зрителей и жюри происходит жеребьевка. «Пятнашка» разбивается на три группы по пять человек. Эти группы за 20 минут должны публично обсудить, какой проект они будут создавать – выбрать тему и лидера, структурно организовать группу. И затем за несколько часов продумать проект досконально и выдать конкретный продукт. Оценивает образовательные проекты, так же как и мастер-классы, и педагогические советы, объединенное жюри – Большое, родительское и ученическое. В данном случае они пользуются такими критериями: инновационность, реалистичность, презентационность проекта, организационная культура, продуманность и планирование действий участников группы.Группа 1Татьяна Бернгардт, учитель начальных классов средней школы №16 города Ачинска Красноярского края,Ирина Каминская, учитель математики гимназии им. Басова города Воронежа,Ольга Николенко, учитель биологии гимназии №4 города Оренбурга,Эдик Петросян, учитель математики гимназии города Новоуральска Свердловской области,Александр Смолин, учитель физики и математики голышмановской средней школы №1 Тюменской области.Это впервые на конкурсе «Учитель года России» – импровизация коснулась даже предварительного обсуждения темы проекта. Говорить только в микрофон, не обращать внимания на камеру, которая транслирует переговоры группы прямо в Интернет миллионам зрителей, непросто. Вдвойне непросто делать это первыми.- Должен быть образовательный проект для взрослых, – говорит один конкурсант.Другой добавляет:- Надо взять частную тему…Кто-то произносит фразу о преемственности школы и вуза. В этих отношениях всегда была недоговоренность, а договориться надо, это актуально и очень необходимо сегодня. Другие темы не кажутся столь же привлекательными, снова возвращаются к первой, уточняют: есть противоречия между уровнем знаний в школе и требованиями вуза. Решено! Тема «Преемственность между школой и вузом». Руководителем группы выбирают Татьяну Бернгардт.Через несколько часов группа представила проект школы будущего студента – именно такая школа, по мысли конкурсантов, поможет наладить мосты между школой и вузом. Проблемы существуют – в период подготовки к конкурсному заданию учителя опросили студентов Московского государственного областного университета, в стенах которого проходит конкурс, а также его ректора. Студенты сказали, что их представления о вузе не совпали с реальной студенческой жизнью. Школа будущего студента поможет старшеклассникам не только содержательно подготовиться к учебе в вузе (они будут слушать лекции профессоров и выполнять лабораторные работы), но и окажет моральную поддержку – ребята ознакомятся с общежитием, поучаствуют в капустниках, пообщаются со старшими товарищами – нынешними студентами. По окончании школы будущего студента они напишут выпускную работу и получат сертификат. Еще планируется создать портал, на котором вузы могли бы приглашать к себе абитуриентов, а школьники – вывешивать свои портфолио-заявки. Группа 2Роман Азманов, учитель физической культуры средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города Перми,Екатерина Владимирова, учитель немецкого языка средней школы №5 с углубленным изучением иностранных языков города Новочебоксарска Чувашской Республики,Екатерина Гетманенко, учитель русского языка и литературы ремонтненской гимназии №1 Ростовской области,Алла Головенькина, учитель биологии средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан,Нэля Хлыпина, учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания.Когда участники группы начали высказывать идеи, показалось, что каждый из них – лидер, так активны и инициативны были все. Возникла мысль о метапредметности… Что станет продуктом деятельности группы? Социально-образовательный проект? Метапредметная олимпиада? «Покажем универсальные приемы» – звучит предложение. Еще одно: «Суть проекта – мотивация к учебе». Наконец возникает тема: «Повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе». Руководитель группы – Алла Головенькина.Отчет группы начался необычно: все ее участники выстроились в линию и стали делать физические упражнения – били себя по коленкам, щелкали пальцами. В общем, разминались, а заодно «разбудили», заинтересовали весь зал, включая многочисленных членов жюри. Оказалось, все это сделано не случайно, физическая разминка связана с темой проекта. Вернее, с огромной школьной проблемой, которая и подвигла педагогов создать проект. Многие школьники потеряли интерес к учебному процессу. И мотивировать их на учебу – задача сверхактуальная. В модели, которую уже начала реализовывать группа, будут собраны лучшие приемы, технологии, связанные с мотивацией к образовательному процессу.Использовали технологию коучинга, по которой мы учимся не на собственных ошибках, а опираемся на успехи учеников. Фокус не на проблему, а на решение и результат.Главная идея модели – ученик должен иметь пространство выбора. Осознанный выбор вызывает интерес к учебе, вот вам и мотивация. Поэтому в школе, которая работает по такой модели, нет классов, а существует поточно-групповое обучение. Ученики делятся на группы, выбирают свой предмет. Критерий эффективности модели – улучшение образовательных результатов.Участники второй группы анализируют собственную практику – что они делают, чтобы мотивировать детей на учебу:- сама себя мотивирую на активную деятельность, – заинтересовываю в начале урока, – в каждый урок привношу что-то новое, – привлекаю произведения мировой художественной культуры, – задаю мотивирующие вопросы, например: что было бы на земле, если бы исчезли абсолютно все зеленые растения?На стенах актового зала, где проходят конкурсные испытания второго тура, развешаны листочки с мыслями конкурсантов о конкурсе «Учитель года России». Это тоже мотивация, которая поможет дальнейшему развитию конкурса и конкурсантов.Кроме того, педагоги создали особую группу в социальной сети ВКонтакте (адрес http://vk.com/club78021858) и назвали это сообщество «Мотивация к выбору». Предполагается, что группа станет копилкой эффективного опыта. А в будущем будет сделан сайт.Группа 3Екатерина Новикова, учитель испанского языка гимназии №1558 имени Росалии де Кастро города Москвы,Денис Рочев, учитель немецкого языка Гатчинской гимназии «Апекс» Ленинградской области,Анна Стельмахович, учитель литературы, ОРКСЭ средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области,Екатерина Федотова, учитель истории и обществознания средней школы №23 города Димитровграда Ульяновской области,Алексей Фоломкин, учитель информационно-коммуникационных технологий средней школы села Ягодное Самарской области.Первая идея, которая возникала во время обсуждения темы, – пусть проект будет связан с конкурсом «Учитель года»…  С молодыми учителями… Еще одна важная проблема – повышение престижа профессии. «Можно показать мастер-класс по фундаментальным понятиям», – предлагает кто-то. Звучит фраза: «Система оценки». Другой конкурсант уточняет: «Оценивание метапредметных результатов». Набрасываются новые идеи, даже такая: «Роль учителя в политике». Затем начинается вычеркивание лишних. Выбрать лучшую непросто. Однако самый главный критерий – что реально успеем сделать? Так возникает тема, в которой участники группы наиболее компетентны: «Система оценки метапредметных результатов в начальном и среднем звене».Руководитель группы – Денис Рочев. Он распределяет обязанности между коллегами. Все углубляются в работу.Защиту проекта педагоги начали с опроса членов ученического жюри: «Что такое метапредметные результаты?». Оказалось, на этот вопрос может ответить только один школьник. «Метапредметные результаты, – объясняют участники третьей группы, – это те результаты, которые позволяют человеку быть успешным после школы».Чтобы и старшеклассники, и родители, и учителя могли лучше разобраться в теме, за несколько часов подготовки к этому конкурсному испытанию группа лауреатов создала сайт «Что есть метапредметность?». Он доступен и сегодня по адресу http://metapred.ucoz.ru. На титульной странице есть короткое, но внятное объяснение задач этого информационного ресурса: «Мы рады приветствовать вас на нашем сайте. Здесь вы узнаете, что такое метапредметность и в чем заключается результат метапредметной деятельности. Мы предлагаем критерии оценивания метапредметных результатов, что является обязательным условием оценки формирования универсальных учебных действий. Учителя, которые работают по новым образовательным стандартам, найдут здесь материалы, предназначенные для оценки метапредметных результатов. У вас есть возможность не только ознакомиться с опытом коллег, но и предложить свои материалы по этой теме».Участники группы успели не только создать оболочку (над ней работал единственный в группе учитель информатики Алексей Фоломкин из Самарской области), наполнить материалами, но даже провести два опроса.Родителей спросили: «Понятно ли вам определение «метапредметные учебные действия»?» Кстати, любопытно, что большинство ответили «да»… Наверное, это были родители-учителя.А коллег спросили: «Устраивают ли вас критерии оценивания метапредметных результатов?» Тут тоже большинство согласились. Но многие добавили: «Требуют доработки».Группа пригласила участников конкурса и всех заинтересованных этой проблемой приходить на сайт и вместе его развивать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте