Единство мысли, общность дела, схожесть педагогических концепций, эмоциональный подъем – все это характеризовало проведенный в конце октября победителями Всероссийского конкурса «Учитель года», прибывшими на Ямал вместе с первым заместителем главного редактора «Учительской газеты», кандидатом педагогических наук Ириной Димовой, научно-практический семинар для педагогов города Ноябрьска. Такие встречи ведут к совершенствованию профессиональной культуры учителей, а главное – «зажигают души-свечи» юных граждан страны, ее будущего.
Комментарий «УГ»ОТ РЕДАКЦИИ. Учителей года России так же тепло и восторженно встретили в Салехарде, где начиналось «педагогическое путешествие», и в Новом Уренгое, завершившем его. Подобная профессиональная солидарность не случайна. Край романтиков и энтузиастов, как его часто называют, оценил мастерство учителей, обладателей Хрустального пеликана, поскольку и сам богат талантами. Мы еще обязательно расскажем о Ямале, о динамично развивающейся системе образования арктического фасада России. Очередная школа УГ при «УГ» дала старт нашему новому сотрудничеству.
Открытые уроки и мастер-классы лучших учителей России подтвердили истину о том, что учитель – волшебник.
Уроки литературы как искусства слова Олег Парамонов строит по законам искусства: от художественной детали, символического образа, содержащей тайну строки стихотворения он ведет старшеклассников к эстетическим, нравственным, философским размышлениям и выводам. А главное, учитель-мастер идет от мировоззренческой позиции поэта, от особенностей мироощущения его лирического героя к своей душе, а от нее прокладывает хрустальный мостик к чувствам и мыслям, к душам детей.
Глубокое видение предмета, раскрытие внутрипредметных связей на основе широких математических обобщений, строгая логика и гармония в сочетании с гуманистической направленностью отличают уроки учителя математики Анны Мехед, лауреата премий Президента РФ и мэра Москвы. Талантливый учитель создает проект, включая в сложный математический материал (проведение сравнительного анализа пирамиды и призмы) интересные сведения по географии (измерение длины береговой линии Великобритании).
«Музыка – душа моя, – так, как и Михаил Глинка, может сказать учитель музыки, кандидат педагогических наук Артур Заруба, добавив при этом, – уроки музыки – жизнь моя». Учитель помогает ребенку познать себя, незаметно формируя те качества, которые заданы педагогической концепцией. Подобно Дмитрию Кабалевскому, он ведет человека «от маленького исполнителя – к большому слушателю».
Независимо от предмета учителя строят образовательный процесс на основе педагогики сотрудничества, используя форму общения – диалог, направленный на совместное с учащимися конструирование урока, развитие его замысла. Только так можно воспитать их готовность к информационно-коммуникативной деятельности, развить культуру личности.
Поэт прав: «Ведь если звезды зажигают… значит – это необходимо…»
Только учитель, находящийся в состоянии постоянного поиска, научит школьника самостоятельно открывать знания, показывая собственным примером, что учение – индивидуальная деятельность, личностно значимая, источник теоретических знаний и саморазвития. Лишь творчески работающий учитель может увлечь ребенка, вдохновить его, включить в поисково-творческую и исследовательскую деятельность. А это непременно даст свои результаты.
Спасибо Всероссийскому конкурсу «Учитель года»! Он открывает таланты учителей-жемчужин. Встреча и общение с ними доставили нам огромную профессиональную и человеческую радость.
Светлана ЕДРЕННИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №8, Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Комментарии