search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Год педагога и наставника стартовал в Москве Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» О ключевой роли образования в предотвращении геноцида В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Все российские школьники завоевали медали на олимпиаде по физике в Бухаресте Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции В школах Сочи ждут земских учителей В Салоне образования в Москве участвовали более 10 тысяч экспертов Испытано на себе: родители ярославских школьников сдали ЕГЭ Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки В России появится закон о наставничестве
0

Зажигая сердца. Умение видеть несколько дальше, чем завтра

​Очень часто приходится слышать вопрос: «Как заставить Петю хорошо учиться?» или «Как сделать так, чтобы он взялся за голову?» Подобные вопросы часто задают родители, педагоги, психологи. И, наверное, было бы неплохо иметь на них однозначные ответы: сделать первое, затем второе, потом третье… Но таких ответов нет, потому что каждый человек уникален, уникальна его психика, поэтому приходится формировать для каждого учащегося свою мотивационную стратегию.

Школьников можно условно разделить на тех, кто стремится к достижению успеха, и на тех, кто стремится избегать неудачи. Но конкретная реализация каждой стратегии зависит именно от личности ребенка, его потребностей и уникального опыта.Всего можно выделить три основные темы, с которыми нам приходится работать: будущее, ресурсы и поражение.Для многих современных подростков поступление в вуз видится примерно так же нескоро, как и полет человека на Марс. Этот факт усложняет формирование необходимой учебной мотивации, которая всегда ориентирована на перспективу. Поэтому приходится развивать у школьника умение видеть несколько дальше, чем завтра.Тема ресурсов – это работа с теми психолого-педагогическими элементами, которые способствуют продуктивной учебе и участию в интеллектуальных соревнованиях. Ресурсы могут быть когнитивными, эмоциональными и поведенческими. Также они могут быть связаны со временем и относиться к прошлому, настоящему и будущему. Не у всех школьников одинаково развиты все эти виды ресурсов. У кого-то могут быть хорошие знания и способности к предмету, но плохая социальная поддержка, например мало друзей; у кого-то, наоборот, хорошая «принимающая» семья, но не очень развитые мышление и память. Поэтому одна из задач нашей службы – восполнение дефицита таких ресурсов. Кроме того, многие ребята склонны обесценивать свои способности и успехи, тем самым уменьшая свои потенциальные ресурсы. И важную роль здесь играют не только специальные техники, но и отношения с самим психологом, которые всегда уникальны и не могут быть механически перенесены на другого учащегося.Поражение является важным фактором мотивации, так как может стать значительным препятствием на пути школьника к победе на Всероссийской олимпиаде. Логика тут простая: «Если я не буду участвовать в олимпиаде, то и не проиграю». Следовательно, наша задача – настроить школьника на подготовку, участие и победу на ВсОШ, несмотря на потенциально возможный проигрыш, призрак которого маячит перед участником подобных соревнований. Еще одна непростая задача – мотивирование школьника на продолжение подготовки и участия во Всероссийской олимпиаде даже после поражения. Несмотря на негативность данной темы, поражение иногда может выступать в качестве эффективного мотиватора. Например, риск проиграть может побуждать некоторых школьников к участию в интеллектуальных соревнованиях, а факт поражения – к желанию взять реванш. Другие же могут считать поражением обыденную жизнь, в которой нет таких волнующих соревнований и которая видится им более скучной. В любом случае работа с этой темой также является индивидуальной.Психологическая служба ЦПМ насчитывает немногим более 10 человек, поэтому работа по первичному мотивированию ложится на плечи школьных педагогов и психологов. Понимая, что эти люди и так загружены большим количеством работы, мы постарались упростить эту задачу. Для этого был запущен онлайн-курс «Повышение мотивации обучающихся к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников», который в прошлом учебном году прошли более 8000 московских педагогов и психологов.Работа с учащимися ведется сотрудниками психологической службы круглогодично, особенно активно осенью, перед муниципальным этапом ВсОШ, зимой, перед региональным этапом, и весной, на заключительном этапе. Работа по мотивированию носит преимущественно индивидуальный характер, так как к каждому из ребят требуется найти свой подход. Наиболее эффективной она становится тогда, когда психологи, педагоги и тренеры действуют сообща, совместно мотивируя учащихся на своих уровнях, но придерживаясь общей стратегии.«Зажигание» сердец – непростая работа, требующая высокой степени отдачи от педагогов и психологов. При ее проведении специалисту необходимы нешаблонность мышления, умение видеть перспективу, способность учитывать различные потребности ребенка. Это тяжелый труд, но он окупается сторицей.Никита ВЛАСОВ, педагог-психолог Центра педагогического мастерства;Марианна ВОЙЦИК, руководитель психологической службы Центра педагогического мастерства

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте