Помнишь ли ты, читатель, свой первый педагогический опыт в институте? Волнение перед встречей с пугающей тайной – детьми? Ведь казалось, только вчера ты сам был ребенком… Конец беззаботному детству – теперь ты ответственный за них – таких непохожих, непонятных, разных.
Каждое лето миллионы детей едут отдыхать в лагеря: оздоровительные, спортивные, языковые. Но есть еще один вид лагерей: труда и отдыха. Раньше это было что-то вроде игры. Сегодня это тоже игра, но по взрослым правилам. При комитете общественных связей Москвы есть «Дом детских общественных организаций». Совместно с центром труда и занятости молодежи «Перспектива» он организует около 30 трудовых лагерей в Московской, Калужской областях, Крыму и Болгарии. В этих лагерях около 4000 старшеклассников летом не просто получают первый опыт работы, но и свой первый трудовой стаж и даже первую зарплату. Движение это носит название «Трудовое объединение молодежи» и проходит под девизом «Зажги свою звезду». В наше время такой опыт особенно ценен, потому что, к сожалению, большинство средств массовой информации и телеканалов хотят воспитать «поколение «пепси», для которого главное не труд, а «прикол», внешний «прикид», возможность «быстро срубить денег».
Кто же организует жизнь в этих лагерях? Конечно, студенты: будущие педагоги, психологи, социальные работники, а также представители любых других специальностей, которые любят детей и не мыслят своего лета без общения с ними. Да, сегодня у них нет опыта, нет умения общаться с детьми, но у них есть главное – задор, уверенность, что все смогут, и уважение к детям, потому что сами недавно были ими.
Один из лагерей труда и отдыха находится в живописном сосновом бору в Калужской области. Он так и называется «Сосновый бор живописный». В этом лагере трудятся почти 100 юношей и девушек. Работают ребята до обеда – убирают территорию и помещения своего и соседнего лагерей, строят свою крепость «Цитадель». А после обеда начинается веселая лагерная жизнь: подготовка и проведение мероприятий, концертов, праздников. Бригадирами и вожатыми у ребят работают студенты вторых и третьих курсов Московского государственного областного университета Ксения Заруба, Алеся Григоренко, Маша Глотова, Таня Карпова, Московского городского психолого-педагогического института Яна Серова, Московского городского педагогического университета Оля Михайлова. Один из отрядов полностью состоит из старшеклассников Санкт-Петербурга. И вожатые – Глеб Беляшин и Света Семенова, соответственно, тоже оттуда.
Для большинства вожатых это оказалась первая встреча с детьми. Разница в возрасте у них небольшая, и они ожидали, что дети будут неуправляемые, непослушные, думали, что не справятся с ними. Но оказалось, что дети слушаются, они отзывчивые, и среди них много неординарных личностей. А самым неожиданным стало то, что они стали помогать взрослым. Как сказала одна вожатая:
– Я была готова к худшему, а они сами все придумывают.
Есть у вожатых и свои первые педагогические удачи: кто-то просто рад, что нравится детям. Другой доволен, что ребята говорят:
«Вожатые супер, спланировали все отлично!»
Третья пытается решать детские проблемы, и даже иногда ей это удается. Для вожатой со стажем самое приятное видеть, что дети к ней тянутся и что к концу смены самый замкнутый ребенок после многих попыток включить его в жизнь отряда вдруг раскрывается, становится яркой «звездочкой».
К счастью, в лагере нет педагогов, которые решают вопросы с детьми давлением на них.
Почему-то почти все будущие педагоги, отвечая на вопрос: «Если бы вы были волшебником, что бы подарили детям», сказали, что вопрос очень сложный. Тем не менее они подарили бы ребятам уют, чтобы те могли чувствовать себя как дома, сделали бы так, чтобы их окружали друзья, чтобы у них был самый «золотой» отряд… Да, надо мечтать. Потому что без мечты нет изменений к лучшему. Вообще, все, что есть в сознании, уже готово к воплощению, особенно когда это есть в сознании у многих. И пусть не все пока идеально в лагерях труда и отдыха, но чем больше мальчишек и девчонок рано начнут свою трудовую биографию, тем быстрее мы станем формировать не «поколение «пепси», а поколение активного труда и отдыха. А вожатые-студенты им помогут в этом. Не случайно один из вожатых сказал: «Все, что могу, я отдаю ребятам!»
Артур ЗАРУБА, победитель конкурса «Учитель года России-1992», учитель НОУ «Ломоносовская школа» города Москвы, кандидат педагогических наук
Комментарии