Андрей ИОФФЕ, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат исторических наук:
– Одна из наших проблем – проблема коммуникации. У нас большая страна, и очень важное значение для связи приобретает электронная почта, интернет. Правда, компьютерная культура коммуникации еще не сложилась. Это сейчас глобальная проблема. Надо не стесняться писать письма нам, чтобы иметь обратную связь. Нам нужна информация с мест.
Сегодня тесты все больше и больше охватывают школьную жизнь. Я считаю, что с их помощью все знания проверить нельзя. Даже на Западе уже отходят от поклонения тестам. Вот, к примеру, такой тест приводится в одной книге: вас мама попросила купить пакет муки. Вы увидели, что мука расфасована в двух вариантах: первый вариант – 1 кг муки, который стоит 3 доллара, и второй вариант – 5 кг, который стоит 10 долларов. Какой пакет муки вы должны купить? Американский школьник написал: в задаче недостаточно условий, для ее выполнения. Неизвестно, сколько ему дали денег, сколько нужно купить муки? Может быть, он еще маленький, чтобы нести пакет в 5 кг. Это хороший пример, когда нельзя тестами все измерить и все увидеть. Получается, что тестовое задание рассчитано на среднего ребенка, который не будет задавать лишних вопросов. Поэтому наше увлечение тестами неоправданно. Нельзя одновременно проверять качество знаний, полученных в школе, и готовность выпускника к поступлению в вуз.
Я думаю, что нужно делать два пакета тестов. Первый пакет, который не будет выходить за пределы стандарта, и все тестовые задания должны быть в интернете. Если речь идет о проверке качества работы школы, то я как преподаватель должен знать, что с меня спросится. Если спросят что-то выходящее за пределы этой книги во Франции, ты можешь подать в суд. Нельзя тесты превращать в какую-то игру.
А второй пакет для желающих. Он может быть даже платным. Вот мы хотим что-то взять от Запада, но ведь там все высшее образование платное. Две хорошие вещи могут быть несовместимы. У нас получается, что сращиваются две системы, каждая из которых по отдельности в чем-то очень неплохая, но вместе они несовместимы. Надо просчитывать результат, видеть, что из этого получится. Такого проектного мышления у нас не хватает. Мне кажется, что у детей оно больше развито. Молодое поколение сейчас совсем другое. Молодые люди в институтах учатся и одновременно зарабатывают деньги. Они в юности уже проявляют какие-то деловые жилки. Они не ждут, когда родители решат их проблемы.
Мы хотим перемен. Но ведь надо учитывать, что нами управляют люди, которые сформировались в советское время. Это представители среднего звена, они в то время еще не дошли до высшего звена, которое определяло стратегию. Они привыкли только выполнять указания. Мы можем много обсуждать и много говорить о том, как плохо, до тех пор, пока мы не будем заявлять об этом, писать, выступать на сайте. Статья – это большое дело, это проявление своей активной позиции.
Сейчас мы приходим к тому, что называется учительским портфолио. Те, кто получил Премию Президента, знают, как много пришлось собирать различных справок о том, что они участвовали в разных проектах, программах. Разрабатывали уроки. Сейчас публикация на сайте приравнивается к публикации в средствах массовой информации. Если мы не будем на что-то влиять, это означает, что мы со всем согласны. Можно возмущаться чем-то, но пока мы свою позицию никак не проявили, обижаться можно только на себя. Обращать внимание будут только на то, что формализованно. Но не следует, однако, думать: если я написал, то завтра министерство должно полностью сменить свой состав. Конечно, не может все измениться сразу.
В связи с тем что мы переходим на ЕГЭ и тесты, учителя часто говорят, что, к сожалению, приходится учеников натаскивать на ЕГЭ и нет времени применять активные и интерактивные методы. Мы сейчас стараемся предлагать такие варианты, чтобы, с одной стороны, готовить детей и к тестовым заданиям, а с другой стороны, делать это в активной форме. У нас на некоторых занятиях группы готовятся отвечать по тесту.
Важно проводить игры, дискуссии, обсуждения, но надо не забывать о том, что у нас есть и компонент знаний, который тоже очень важен.
У нас несколько изменилась система мобильных семинаров. Раньше мы два дня проводили много занятий. А потом говорили: а теперь вы готовьте занятия. И они по группам разрабатывали уроки с использованием методов, о которых узнали на семинаре. А затем на следующий день представляли их. Здесь мы столкнулись с двумя проблемами. Первая. В группе почти всегда оказывался учитель, у которого была готовая разработка. А если и решали честно придумать урок, то времени было очень мало, и они делали все быстро, очень поверхностно для того, чтобы отчитаться. Мы проводим занятия с учителями, как с учениками, не читаем им лекции, а показываем, как надо вести урок. Учителям это нравится. Но если занятия идут одно за другим, учителя уже не помнят, что было, как было. И теперь мы делаем так: после каждого занятия проводим разбор его. Обычно делается акцент на какой-то одной вещи. Например, просили остановиться на мотивации. Сначала мы разбираем, что было вначале, что потом, какие формы работы использовали, как подводили итоги. Потом можем подробно поговорить о мотивации. А какие еще могут быть виды мотивации? Дальше речь идет об активных методах: чем они отличаются от пассивных, интерактивных. В каком соотношении друг с другом они должны быть.
В анкетах мы задавали вопрос, сколько примерно учебного времени вы тратите на активные и интерактивные методы? Примерно 40-45 процентов учителей по всей стране используют пассивные методы. По разным причинам и потому, что умений не хватает, технических возможностей нет, дети еще не готовы. И даже в идеале они предполагают использовать 30-35% пассивных методов. Треть учебного времени. Кто-то считает, что активные методы должны составлять 10%, потому что не дают никаких знаний, никакой информации.
Мы проводили часть мобильного семинара для американских учителей на Аляске. Там была реальная система повышения квалификации. И они отвечали на те же вопросы анкеты. Они пассивным методам отдают 10-15 процентов учебного времени, в крайнем случае 30, но не более.
У них преобладает классическая беседа. В основном диалоговый режим. Учитель в основе урока, но тем не менее он как-то получает обратную связь от учеников.
У наших учителей еще есть предубеждение, что это все западные новшества, это привнесено откуда-то. У нас есть такое занятие, где идет сравнение общественных ценностей – гимны разных стран. Очень интересный культурологический опыт.
Сравнивая, мы лучше видим свои достоинства и недостатки.
Комментарии