search
main
0

Завтрашние депутаты, министры, политики

Вот уже в шестой раз в живописном уютном местечке – поселке Московский – состоялась Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву.

Открывая ее, президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” главный редактор “Учительской газеты” Петр ПОЛОЖЕВЕЦ сказал:
– На всех олимпиадах мы стараемся не только фиксировать уровень знаний учеников, но и, самое главное, понять, как они включены в жизнь, которую мы строим все вместе. И я уверен, что будущее России во многом зависит от тех ребят, которые сегодня сидят за партами, думают о том, как нам обустроить Россию, какой она должна быть, что значит демократическое правовое государство. Поэтому и большинство вопросов были не просто вопросами на знание терминов, понятий. Это и вопросы, побуждающие к размышлению о том, как они представляют свое место в мире.
Я хочу поблагодарить всех, без кого наша олимпиада не состоялась бы. Это организации, которые поддерживают нас, это прежде всего Министерство образования Российской Федерации и первый заместитель министра Виктор Болотов, Национальный фонд поддержки демократии, это общественные организации, которые поддерживают многие проекты в области гражданского образования, прав человека, это Американская федерация учителей и руководитель ее московского бюро Евгений Беляков, сотрудники “Учительской газеты” и главный организатор олимпиады – Ассоциация “За гражданское образование”.
Я надеюсь, что все эти дни будут насыщены очень интересной работой, а для меня самое главное – это общение, это новые друзья, это новые мысли, это дискуссии, в которых рождается истина. Я думаю, что вы уедете отсюда обогащенными.
Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования:
– Министерство образования придает очень большое значение всем вопросам, связанным с циклом граждановедческих дисциплин. Дело в том, что исследования социологов, психологов показывают, что мы сделали только самые первые шаги по решению одной из самых сложных в современной России задач – это создание гражданского общества. Вы знаете, что в декабре прошлого года проходил Гражданский форум РФ в Москве. На нем было две тысячи участников, и, к сожалению, большая часть общественных организаций третьего сектора продемонстрировала, что они нетерпимы к чужому мнению, т.е. конструктивный диалог не получился. Очень многие утверждали, что есть только моя правда, а все остальное неправда. Но особенно поразил на секции по образованию, проходившей в дни проведения форума, представитель одной из общественных организаций, который сказал: я требую проводить в школе один урок под названием гуманизм. Когда ему начали возражать против такой идеи, что урок гуманизма не решит проблемы он сказал: “Кто думает иначе, тот должен уйти из этой аудитории, тот не имеет права работать в системе образования”.
Это, конечно, анекдотичный случай. Но тем не менее он один из феноменов сегодняшнего общества, когда организации, выступающие за гражданское образование, на самом деле ведут себя нетерпимо по отношению к другому мнению, при этом хотят, чтобы ресурс государственной власти, ресурс президента, ресурс правительства, ресурс Министерства образования подтвердил только их исключительное право на знание, на то, что только они знают, как на самом деле надо учить. И в этой связи я бы сказал, что вряд ли наше поколение сможет построить гражданское общество. Это задача подрастающего поколения. Причем граждановедение для нас – не только и не столько знание законов, знание прав человека, для нас этот предмет сильно связан и с поведением, и с деятельностью учеников. Очень важно, что и на самой олимпиаде, и на конференции для учителей уделяется большое внимание вопросам толерантности и вопросам собственной деятельности, вопросам создания социально значимых проектов.
Гражданское общество – это общество, где есть активность каждого человека, когда за положение конкретного человека, конкретной семьи, конкретного района отвечают и он сам, и эта семья, и местное сообщество. Поэтому разговор о роли и месте гражданского образования в системе российского образования очень и очень важен.
Я прошу преподавателей обратить особое внимание на два момента: на обсуждение проблемы стандартов, в том числе и граждановедческого цикла, и на единый государственный экзамен и контрольно-измерительные материалы, которые мы используем при оценке знаний учащихся, выпускников наших школ. Для Министерства образования одна из самых тяжелых проблем – подготовка контрольно-измерительных материалов по обществоведческим дисциплинам. Поэтому для нас действительно очень важно в перспективе ваше участие в создании контрольно-измерительных материалов.
И в заключение я хотел бы пожелать всем участникам олимпиады успеха, когда наибольшее значение имеет не только получение суперпризов, но и само участие. За это время вы получите и новые знания, и новые контакты, и умения, возрастет способность к диалогу. Надеюсь на встречу с вами через год на этой олимпиаде.

Владимир ШАДРИКОВ, директор Института содержания образования Государственного университета Высшая школа экономики:
– Выступать мне сегодня довольно сложно, потому что в этом зале собрались люди разных возрастов, и ученики и учителя. Если говорить о модернизации российской системы образования и формировании гражданского общества, то мы должны представлять несколько измерений: правовое, экономическое и кадровое. Мы четко и ясно должны представлять, что все в государстве должно быть на законной базе.
Закон 1992 года “Об образовании” предусматривал разработку государственного стандарта, однако его нет и сейчас. Это накладывает отпечаток на всю деятельность школы. Люди, причастные к созданию новой системы образования, сейчас работают над созданием государственного закона о стандартах образования. Выпускники будут получать своеобразный грант, который им позволит поступать в вузы разной престижности.
Идет эксперимент по единому государственному экзамену, который позволит сравнивать деятельность различных школ. Это единый измеритель знаний школьников всей страны. Он дает возможность выпускникам получить сертификат для высшего образования в любой точке страны. Сдав экзамен, молодой человек сможет выслать документы в любой вуз, сразу в несколько.
Наибольшие трудности возникают с изменением содержания образования. Оно постоянно изменяется. Наши программы и учебники сегодня перегружены. Что остается у нас, когда мы закончим школу? Навряд ли спустя десять лет я смогу решить задачу по химии. Тогда зачем все это изучать? Остается наше развитие, наши способности, которые позволяют дальше идти по жизни. Цель образования – развитие прежде всего наших способностей. Надо, чтобы ученик учился на высоком уровне сложности. Если это убрать, не будут развиваться способности учеников. Главное здесь – индивидуализация обучения. Это неотделимо от подготовки педагогических кадров.
Модернизация российского образования должна идти в единстве с подготовкой кадров.
Какие задачи стоят перед общественными дисциплинами? Здесь важно подготовить учеников к жизни. Содержание образования зависит от трех моментов – знание истории России, которая не должна растворяться в истории других государств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Они формируются на базе национальных. Идти к ним через познание своей национальной культуры. Только тогда можно понять культуру других народов.
К сожалению, личностного смысла содержания образования школьник часто не видит. Вы должны быть убеждены и убеждать детей, что единой истины нет, что по каждому явлению существует несколько точек зрения. Единственное требование должно быть: свое мнение, свое высказывание необходимо доказывать, приводить систему аргументов. Наука отличается доказательностью, в ней проявляется ответственность ученого перед обществом. Учитель должен уважительно относиться к любой точке зрения учеников.
Когда мы принимаем теорию множественности истин, мы признаем демократический взгляд на социальные явления. А если мы вдалбливаем одну истину школьникам, то закрываем им путь к познанию, к творчеству, к исследованию. В граждановедении все зависит от учителя.
Пока школьники соревновались на втором и третьем турах, перед учителями выступили заместитель руководителя Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ Алексей Водянский, главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи нашего министерства Ирина Калиш, начальник Управления правового просвещения, информации и внешних связей аппарата Уполномоченного по правам человека РФ Наталья Яковлева и другие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте