search
main
0

Завтра начинается сегодня. «Компьютерная лингводидактика» как дисциплина по выбору

Необходимость применения ИКТ в обучении языку в настоящее время общепризнана, компьютер становится неотъемлемым элементом учебного процесса, а потому неуклонно растет интерес к такой отрасли методики, как компьютерная лингводидактика. Практикующие учителя, не готовые работать в новых условиях, проходят курсы повышения квалификации, обучение на которых предусмотрено, в частности, в рамках проекта ИСО. Выпускники колледжа также должны работать в соответствии с современными требованиями. Однако на занятиях по методике преподавания русского языка не удается вполне реализовать эту задачу из-за ограниченного количества часов, а уроки информатики не предполагают обращения к методической составляющей проблемы. Этим определяется актуальность дисциплины «Компьютерная лингводидактика».

Динамичное развитие Ачинского педагогического колледжа происходит в качественно новой среде компьютерных технологий и телекоммуникационно-информационных инфраструктур с использованием глобальных сетей. Поскольку задачи внедрения технологий в управление и учебную деятельность чрезвычайно важны, руководство колледжа создало все условия для развития структурных подразделений – от дисплейного класса до межрайонного ресурсного центра и расширенного межшкольного методического центра.

Материально-техническая база нашего учреждения и его кадровый состав обеспечили возможность введения в учебный план новой дисциплины по выбору – «Компьютерная лингводидактика».

Цель курса – научить студентов использовать ИКТ при обучении русскому языку. Теоретические сведения, сообщаемые студентам, распределены таким образом, что знакомство с ними происходит при выполнении практических и лабораторных работ, за счет чего обеспечивается практическая направленность курса.

Полученные знания и сформированные умения студенты совершенствуют в реальных или приближенных к реальным условиях, участвуя в форумах, сетевых конференциях и других мероприятиях. Большое внимание мы уделяем работе со справочными системами Интернета, например, со справочно-информационным порталом www.gramota.ru. Так, изучение темы «Компьютерные словари, энциклопедии, справочные системы» традиционно проходит с использованием этого ресурса, который позволяет работать с разными типами словарей, обратиться за консультацией к специалисту, организовать поиск материалов справочного характера. Кроме того, мы используем элементы дистанционного обучения: по электронной почте студент получает задание, выполнив которое, отправляет его преподавателю. Результаты проверки также рассылаются на индивидуальные ящики студентов.

Практическая часть предполагает моделирование и проведение уроков разных типов с использованием ИКТ. В зависимости от изучаемой темы студенты выбирают программное средство для урока: делают презентации, готовят раздаточные дидактические материалы, средства наглядности, составляют систему заданий для работы с имеющимися учебно-ориентированными пакетами прикладных программ («1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Диктант», «1С. Тесты по пунктуации», «Страна Лингвиния» и другие). Таким образом, студенты учатся использовать компьютер на уроке русского языка для реализации различных дидактических целей.

В зависимости от особенностей организации работы с компьютером можно говорить о разновидностях занятий:

уроки, предполагающие использование компьютера для демонстрационных целей (на таком занятии необходимы проектор и экран);

уроки, предполагающие индивидуальную работу учащихся за компьютером;

уроки, на которых проявляются дидактические свойства сетевых технологий.

Последние, как правило, проходят в компьютерном классе. Студенты, моделируя урок, с одной стороны, выступают в роли учителя и имеют возможность апробировать его в школе, а с другой – как учащиеся выполняют подобные действия по заданию преподавателя. Это позволяет выявить и предупредить трудности, возникающие в сложной системе современной коммуникации «учитель – компьютер – ученик», «ученик – компьютер» и тому подобное.

Значительное внимание на занятиях уделяется актуальным проблемам использования ИКТ:

достоинства и недостатки новых технологий, проявляющиеся в преподавании русского языка;

роль учителя-предметника, использующего эти технологии на уроке;

критерии лингвометодической оценки качества компьютерных средств обучения;

принципы создания электронных средств обучения, требования к ним и так далее.

Большой интерес вызывают темы, посвященные вопросам методики использования инструментальных средств универсального характера, обучающих возможностей сетевых технологий, в частности Интернета, на уроках русского языка, при организации внеклассной работы по предмету.

Содержательный стержень проекта ИСО – учебные материалы нового поколения, вокруг которых формируются новые способы организации учебного процесса. Студенты, изучающие компьютерную лингводидактику, не только анализируют имеющиеся ЦОР, но и активно участвуют в создании и апробации новых. Так были созданы методические разработки «Как писать сочинение по картине?», «Публицистические жанры на уроках русского языка в основной школе» и другие.

Разработки уроков с использованием ИКТ, дидактический и иллюстративный материалы, необходимые для понимания концепции, теоретические пояснения в сочетании с открытостью, характеризующей ЦОР, позволяют использовать эти разработки как студентам, так и практикующим учителям. При организации подобной работы мы используем метод проектов, который, как показывает опыт, дает хорошие результаты. Защищая методические разработки на междисциплинарном экзамене, студенты получают высокие оценки.

ИКТ открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые широкие возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, помогают реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Содержание, особенности организации дисциплины по выбору «Компьютерная лингводидактика» также позволяют им решить важные проблемы использования ИКТ в предметной деятельности учителя-словесника, что повышает конкурентоспособность выпускника Ачинского педагогического колледжа.

Анастасия ПЕРФИЛЬЕВА, преподаватель Ачинского педагогического колледжа, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте