5 сентября 2021 года Санкт-Петербургской гимназии «Альма-матер» исполняется 30 лет. В течение этого времени гимназия вносит весомый вклад в развитие системы образования не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации, что отмечено государственными наградами. Три десятилетия – внушительный срок для частной школы. Несмотря на то что многое в гимназии и в мире за эти годы изменилось, базовые принципы остались прежними. Важно быть честными, ответственными, современными, работать так, чтобы выпускники были готовы к взрослой жизни в меняющемся мире.
Гимназия прошла разные этапы развития. Со временем мы осознали: в эпоху перемен лучший выбор – оставаться системой устойчивого равновесия, то есть сохранять стабильность при любых внешних и внутренних воздействиях. Устойчивое равновесие – прекрасный выбор для зрелой организации, но опасность в том, что школа может остановиться в развитии и даже этого не заметить. У меня на рабочем столе под стеклом собраны мудрые высказывания. Одно, из Страны восходящего солнца, гласит: «Не важно, что ты лучше других, важно, что ты сегодня лучше, чем вчера». Эта народная мудрость предостерегает меня от зазнайства и подчеркивает – только ежедневный труд, критическое отношение к результатам дадут школе развитие, в том числе и опережающее.
Основа основ
В первой половине 80‑х годов XX столетия в СССР частных школ не существовало. Но вторая половина 80‑х – начало 90‑х годов стало временем открытий для государственной образовательной системы: знакомство с различными образовательными стратегиями, изучение международного педагогического опыта и особенностей функционирования национальных систем образования. Время было активное, яркое, стремительное, с девизом «Творчество forever!». Именно оттуда берут свое начало частные инициативы в образовании. Мы тоже плавились в этом тигле.
Наша гимназия была зарегистрирована в 1991 году как акционерное общество (закон об образовании появится только в 1993 году). За основу мы взяли элементы образовательных систем царской России и Советского Союза. Время показало, что это был правильный выбор.
Одна из потребностей частной школы того времени – изучение большого количества европейских языков. В частности, в нашей гимназии преподавали английский, немецкий, французский языки. Для их качественного изучения необходимы контакты с европейскими школами. Так, с 1994 года мы начали сотрудничество с системой Schola Europaea.
Туда входят школы, организованные для детей чиновников Европейского союза и служащих Евратома и построенные на симбиозе образовательных систем ведущих стран ЕС. Эти наработки (организация процесса, смыслы, методики, принципы оценивания, предметное содержание, логика выбора программ обучения) очень интересны и современны, но их невозможно перенести в наше образовательное пространство. Сотрудничество наших школ давно исчерпало себя, но мы и сейчас сохраняем мультикультурный подход, который нам подарила Еврошкола.
В сегодняшней России есть образовательные организации, которые продолжают реализовывать педагогические концепции, популярные в США и Европе. Это, конечно, здорово, но где взять квалифицированных специалистов? Их нужно либо самим учить здесь, либо приглашать из-за границы. Сейчас, на мой взгляд, качественно это сделать невозможно.
В кадре и за кадром
Быстро бежать получается тогда, когда под ногами есть твердая почва. Мы постоянно анализируем внешнюю и внутреннюю среду и заранее готовимся к разного рода изменениям – социальным, экономическим, технологическим. Это повседневная кропотливая работа, которой в основном занимаюсь я сама.
Разговоры об информатизации образования в России идут давно. Больше 10 лет назад в школьную жизнь ворвался высокоскоростной Интернет, и по запросу родителей в гимназии был открыт отдел очно-заочного и заочного обучения. Теперь дети из любой точки земного шара могут учиться по основным и дополнительным образовательным программам.
Технология дистанционного обучения учитывает разные факторы: разницу в часовых поясах, физиологическое развитие, психологические особенности ребенка. Это позволяет обеспечить персонализированный подход, гарантировать индивидуальное развитие. Важный аспект качества обучения онлайн – отлаженная система обратной связи и разработанная нами прозрачная система отчетности.
Но в ситуации с пандемией все пришлось создавать заново. Опыт индивидуального дистанционного обучения не проецировался на дистанционные занятия целого класса. Когда в марте 2020 года стало ясно, что COVID-19 – это не свинка, быстро не закончится, мы проанализировали свои возможности по переходу всей очной школы на обучение в дистанционном режиме. За время дополнительных каникул в апреле коллектив гимназии сумел полностью перестроить свою работу:
– организовать учебные занятия школьников, находящихся дома;
– перейти на удаленный режим функционирования гимназии;
– обеспечить техническую поддержку учителей на «удаленке»;
– выстроить беспрецедентную логистическую поддержку образовательного процесса.
Четвертая четверть 2019‑2020 учебного года началась без изменений как в образовательных программах, так и в расписании уроков. В том же формате проходил ряд занятий направления «Дополнительное образование».
Однако Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что «…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…». И если с организацией учебного процесса было все понятно, обучение онлайн нас не страшило, то воспитание всех участников образовательных отношений онлайн вызывало вопросы: Интернет «лагает», дети «исчезают», к занятиям привлечены домашние животные, игрушки и родственники.
Обо всем требовалось договариваться заново и родителям, и педагогам, и детям. Пришлось научиться «входить в кадр», правильно сигнализировать о желании что-нибудь сказать и вовремя прикреплять задания. Началось формирование нового онлайн-этикета. При этом вся плановая воспитательная работа проходила с использованием интернет-ресурсов, онлайн-бесед и онлайн-чаепитий.
Per aspera ad astra
Гимназия изначально строилась на определенных правилах. Вот пять из них:
– уважать друг друга;
– не тратить время ребенка попусту, так как это время его жизни;
– преодолевать сложности и относиться к преодолению с оптимизмом;
– нести ответственность за свой выбор;
– учиться и трудиться – это здорово!
Мы всех уважаем априори, но для того, чтобы сохранять уважение к себе, надо трудиться. Я и мои коллеги принадлежим к когорте педагогов, уверенных, что ценны только те знания, которые приобретены трудом. Конечно, со своей стороны, мы как клиенто-ориентированная организация обеспечиваем современный образовательный процесс: учитываем личностные особенности ребенка, обучаем индивидуально, в малых группах, в группах переменного состава, в классах. Подбираем оптимальную форму обучения: очную, очно-заочную, заочную, и все это при создании обучающей комфортной среды. Но, безусловно, обязанность трудиться и ответственность за результат остаются за учеником.
В процессе обучения дети, родители и педагоги постоянно сталкиваются с определенными сложностями. Однако к окончанию школы каждый выпускник достигает своего максимума. Тут уместно вспомнить слова Наполеона Бонапарта: «Настоящий герой тот, кто, несмотря ни на что, продолжает преодолевать неудачи». Согласитесь, преодолевать неудачи, а также удачи с оптимизмом легче!
У нас непросто
Еще в 1994 году господин Йорг Хофман, директор Еврошколы в Карлсруэ (Германия), на мой вопрос «Что такое для вас хорошая школа?» ответил: «Это когда хороший учитель хорошо учит».
Для успешной педагогической деятельности необходимы образование, опыт, заслуги, харизма, потребность и желание работать в школе. Но даже совокупность всех этих факторов не гарантирует долговременного сотрудничества педагога и образовательного учреждения.
В нашей школе учителем работать сложно. Необходимо все время совершенствоваться. Быть включенным и внимательным. Уважать окружающих и оставаться уважаемым. Являться ответственным и являть великодушие. Уметь дружить и иметь благородное чувство дистанции. Этот перечень можно продолжить, но все входит в понятие «корпоративная культура».
Конечно, учителям-новичкам приходится трудно. Надо познакомиться, понять, принять, вжиться в корпоративную культуру гимназии и вместе с мастерами активно участвовать в ее развитии. Это не всем по силам. Однако только при таких условиях педагог становится неотъемлемой частью учительского коллектива гимназии.
Если говорить о том, что актуально в педагогическом процессе здесь и сейчас, – это коммуникативность. Педагогическая профессия публичная, и за последний учебный год аудитория, с которой работал педагог, многократно выросла. Учитель пришел в дом. С этого момента каждый урок стал открытым для всех, желающих его услышать. В сложившихся обстоятельствах коммуникативные навыки первостепенны.
Возвращаясь к словам господина Хофмана, скажу, что только сообща можно договориться и решить, что понимается под определением «хорошо учит». Сообща – это когда все вместе: дети, родители, бабушки, дедушки, педагоги, работники столовой и уборщицы, администрация, район, город, государство, коллеги, друзья и недруги. Думаете, это невозможно? Вы ошибаетесь!
Татьяна ЩУР, заместитель председателя правления АсНООР по вопросам общего образования, председатель Санкт-Петербургского отделения АсНООР, генеральный директор Санкт-Петербургской гимназии «Альма-матер», заслуженный учитель РФ, Санкт-Петербург
Комментарии