search
main
0

Завтра была война. Хотя он мог ее предотвратить

Немецкую картину «13 минут» Оливера Хиршбигеля, что вскоре после премьеры на Берлинале и показа на ММКФ вышла в мировой прокат, пропустить никак нельзя. Иначе вы никогда не узнаете, как круто могла измениться история всего человечества, если бы герою фильма – абсолютно реальному человеку – удалось сделать так, как он планировал. Только представьте себе: Второй мировой войны никогда бы не было…

Фильм основан на реальной уникальной истории. 8 ноября 1939 года на швейцарской границе арестовали подозрительного молодого человека со свежими ссадинами на руках и стесанными коленями – Георга Эльзера, плотника из Кенигсброна. А вскоре в пивной Мюнхена, где произносил пламенную речь фюрер, взорвалась мощная бомба. Но – крушение надежд! – через 13 минут, как Гитлер покинул зал…Это киноразмышление о свободе выбора человека в соответствии с его представлениями о справедливости. Это материализованная мысль о роли личностей, способных изменить мир: носителя зла, овладевшего сознанием нации, и одинокого спасителя человечества, в своей убежденности, нравственных страданиях, исступлении и одержимости напоминающего Раскольникова. Как говорит сценарист фильма Фред Брайнерсдорфер, чьи родители были нацистами: «Я хотел понять, что такого видел этот простой парень, чего мои мать и отец не видели или не хотели видеть»….Когда в 1939 году миллионы людей были зомбированы речами Гитлера, Георг Эльзер задумал покушение на него. Обычный рабочий парень, шутник, любимец женщин, музыкант-самоучка, воспитанный на простых общечеловеческих принципах, решился на убийство. Для него совершенно неприемлемо насилие, но он был убежден, что это единственный выход для спасения мира, который он так любил: «Эти люди – яд. Их нужно остановить. Ели этого никто не сделает, то это сделаю я». Не потому, что он герой. А потому, что он свободный человек.Он сам изготовил бомбу, спланировал время и место своей акции, совершил подкоп и запустил часовой механизм. Он продумал пути отхода, но попал в руки гестапо. У Георга находят неопровержимые доказательства вины: чертеж бомбы, план места взрыва и даже взрыватель… Он понимает, что теперь его ждет. Но страшнее пыток и смерти жестокая правда: Гитлер не погиб!.. Глаза актера Кристиана Фриделя, приближенные к зрителю, передают все без слов. В них разочарование и растерянность, смятение, отчаяние и боль…Режиссер воздействует на чувства зрителя, выстроив контраст между яркими, жизнеутверждающими картинами-воспоминаниями своего героя о веселых деревенских праздниках, истории его любви, залитых солнцем пейзажах и сценами нескончаемых допросов и жестоких пыток.Наблюдать за этим со стороны не получается. Вместе с героем бежишь к реке и с восторгом бросаешься в воду, а вечером идешь в деревенскую пивную, чтобы встретиться с друзьями, послушать музыку, и ощущаешь волну неприязни к наглым фашистским офицерам, цепенеешь от вида жутких орудий пыток, ощущаешь ужас и физическую боль от стонов истерзанного, но не сломленного человека….Идея почти удавшейся попытки спасения мира героем-одиночкой казалась современникам настолько нереальной, что Эльзера многие годы считали не вполне нормальным и даже душевнобольным. Но тщательно изученные оригинальные протоколы допросов свидетельствуют о последовательности и целеустремленности его действий. В гестапо тоже долго не могли поверить, что на это способен один человек. Его подвергали физическим и моральным воздействиям, арестовали всю семью и любимую женщину, но ничто не могло заставить его изменить самому себе и оговорить других. Не добившись от него ничего, кроме правды, его отправили в концлагерь Дахау. Георга Эльзера казнили по личному распоряжению Гитлера 9 апреля 1945 года – всего за несколько дней до окончания войны, которую он мог предотвратить…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте