search
main
0

Застряли в детстве? Это ваша проблема! Поддержите своего ребенка, а не давите на него

​Нередко приходится видеть, что родители, обеспокоенные предстоящими экзаменами, излишне давят на ребенка. Это проявляется в нервозной обстановке дома, в повышенном тоне, когда речь идет о школе и подготовке к ЕГЭ, постоянных напоминаниях: «Опять не учишь», «Снова пропустил факультатив», «Ты совсем не готовишься», «И куда ты поступишь с такими знаниями»…

Даже своим внешним видом такие родители невольно давят на ребенка – они чаще обычного напускают на себя нарочито встревоженный и озабоченный вид. Конечно, лучше этого избегать. Выпускники и так переживают, и ваши упреки и сетования (даже если они вам кажутся обоснованными) не прибавят им ни знаний, ни уверенности в себе. Не нужно упрекать, читать нотаций,  к хорошему это не приведет. Излишняя озабоченность некоторой части родителей вызвана тем, что они застряли в детстве – в своих выросших дочерях и сыновьях они продолжают видеть маленьких несмышленых детей, поэтому берут ответственность за сдачу ЕГЭ на себя. Это в корне неверно. Ведь экзамен – этап в жизни ребенка, и ответственность за его прохождение лежит на нем. Роль родителей состоит лишь в помощи. Конечно, если ребенок не уверен, что сможет подготовиться самостоятельно, нужно найти ему репетитора, купить хорошее пособие или самому посидеть с ребенком и разобраться в трудных заданиях. Но и помогать желательно только тогда, когда он попросит, не навязывая помощи.Дело в том, что выпускник и родители существуют по принципу сообщающихся сосудов: если родители берут на себя слишком много ответственности, то выпускник чувствует себя от нее освобожденным. Если же родители отпускают ситуацию, ослабляют контроль, то ребенок начинает больше надеяться на себя, он понимает, что от него самого многое зависит, и старается приложить больше усилий. В этом случае он добивается лучших результатов.Конечно, каждому ребенку необходима моральная поддержка. В чем она может выражаться? Прежде всего в том, чтобы давать почувствовать сыну или дочери, что, какими бы ни были результаты экзамена, любовь к ребенку останется неизменной. При любых баллах ребенок самый дорогой и любимый. Родители деликатно, но убедительно говорят, что верят в него, верят в его силы. При таком подходе дети успокаиваются, они меньше энергии тратят на переживания. И это всем идет на пользу.Помощь родителей также выражается во внимании к режиму дня. Необходимо следить за тем, чтобы 11-классник высыпался. Сон очень важен, особенно весной, когда иммунитет ослаблен. Конечно же, обращайте внимание на питание. Но помимо сна и пищи необходим разнообразный восстанавливающий отдых. И даже развлечения. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка любимого хобби, в занятии любимым делом каждый человек получает энергию. Можно уменьшить время занятий, разумно дозировать. Но ошибаются те родители, которые из-за подготовки к ЕГЭ полностью запрещают детям занятия музыкой, спортом, танцами, встречи с друзьями.Хорошо сказываются на эмоциональном состоянии выпускника выходы в гости, семейные поездки за город, посещения концертов. Жизнь из-за ЕГЭ не отменяется. Ребенок должен открывать для себя новое, удивляться, радоваться, получать от жизни удовольствие. Все это дает положительные результаты. В противном случае лишь в силу эмоциональной усталости выпускник сдаст экзамены хуже, чем мог бы.Есть категория выпускников с так называемым комплексом отличника. Для них подготовка к ЕГЭ – настоящий длительный стресс. Боясь получить балл ниже, чем остальные одноклассники, они доводят себя до невроза. На таких детей стоит обратить особое внимание. Поскольку комплекс отличника формируется во многом благодаря родителям, им следует обратить внимание на свое поведение, свой стиль общения с близкими. Дети копируют родителей, поэтому, возможно, и выпускник изменит свое отношение к происходящему и тем самым избавится от повышенной тревожности. Родители должны чаще шутить над собой, вообще в данном случае юмор – спасение. Нужно доходчиво и опять же с юмором объяснить ребенку, что энергия, затрачиваемая на переживания, могла бы быть использована с большей эффективностью и принести больше пользы.Другая категория, требующая особого внимания родителей и родительской помощи, – выпускники с так называемой заниженной самооценкой. Они махнули на ЕГЭ рукой, так как уверены заранее, что у них ничего не получится. С такими детьми родителям нужно постараться войти в доверительные отношения, чаще говорить по душам. Заниженная самооценка бывает вызвана неосознанной боязнью разочаровать родителей, и негативное отношение к учебе – чаще всего самозащита. Бывает и другая причина: дети не хотят прикладывать усилия к учебе наперекор родителям, когда те слишком много говорят о своих собственных успехах и победах. Из чувства протеста дети перестают заниматься, предпочитают свободу и независимость.Что можно в таких случаях посоветовать родителям? Также отпустить ситуацию, спокойно и без нервов объяснить детям, что ЕГЭ не определяет судьбу. Что из-за низкого балла ничего катастрофического не случится. И нет ничего плохого в том, что ребенок пойдет своей, пусть не очень привычной для большинства дорогой. Будет работать или продолжит учебу в среднем профессиональном заведении, а потом, если ему очень захочется, подготовится и сдаст ЕГЭ для поступления в вуз. Мой совет всем родителям: не придавайте слишком большого значения выпускным экзаменам. В жизни есть много других моментов, достойных вашего внимания. Если вы будете помнить об этом, ваши дети успокоятся и переживут экзамены легче, а возможно, и с лучшими результатами. Юлия ПРОКОФЬЕВА, психолог Нижегородской областной детской библиотеки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте