search
main
0

Защитник всех и каждого

Тема «Что должно защищать государство» :: Тема «Обычай и закон»

Тема «Что должно защищать государство»

Цель: познакомить пятиклассников с главным правовым документом страны – Конституцией РФ, дать первое представление о правах человека, записанных в Конституции РФ, разобрать понятие «гражданские права».

К концу урока учащиеся должны: а) давать определение понятию «политические права»; б) находить упоминание политических прав в тексте Конституции РФ; в) называть основные характеристики гражданских прав (защита человека, обеспечение его независимости); г) объяснять необходимость гражданских прав и их способность защищать свободу личности каждого гражданина государства.

Ход урока

1) Стадия вызова.

Урок целесообразно начать с выяснения того, как учащиеся ответили на вопрос: «Почему люди демократических стран гордятся тем, что они платят налоги?». Отвечают 2-3 ученика.

Кого называют гражданином? Что означает выражение – «человек находится под защитой государства»? Как государство защищает своих граждан? Что еще может защищать и защищает государство?

Задавая вопросы о государстве и государственной защите, учителю следует помнить, что часто понятие «защита» в сознании учащихся не связано с правами человека, как правило, ребенок данную связь упускает. Поэтому, если школьники не дали необходимый ответ на поставленный вопрос («Государство защищает наши права»), то рекомендуем поговорить на тему: главная задача власти. После чего можно вновь обратиться к классу с вопросом: так что же должно защищать государство? Ответ станет логическим мостиком к продолжению беседы по следующим вопросам:

С какими правами человека вы уже знакомы?

Какие права называются политическими правами?

Как вы думаете, нужны ли человеку еще какие-либо права, если уже есть политические?

Зачем вообще людям нужны права человека?

Затем дается одна минута на размышление над ответом на вопрос: какие еще должны быть права у человека помимо политических? Для пятиклассников это задание достаточно сложно. Как правило, они находят правильные варианты ответа, называя только некоторые из существующих прав, поэтому рекомендуем, не задерживаясь, переходить к следующей части урока и непосредственно познакомить учащихся с правами человека.

2) Смысловая стадия.

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает детям познакомиться с самым главным законом страны – Конституцией Российской Федерации. Хорошо, если учитель продемонстрирует школьникам брошюру с текстом Конституции, отметив, что, несмотря на небольшой объем, этот документ имеет огромное значение для жизни нашей страны и ее граждан. Затем учитель дает краткую характеристику содержанию Конституции: «В Конституции Российской Федерации говорится об устройстве нашего с вами государства; о том, кто может быть избран президентом страны и чем он должен заниматься; о том, как создаются и чем занимаются главные государственные органы власти: правительство, парламент; чем занимается и как действует судебная система; что означает название нашего государства «Российская Федерация»; каковы его символы: флаг, герб, гимн. Об этом и многом другом сказано в нашей Конституции. Но сегодня нам предстоит познакомиться только с одной ее главой, в которой говорится о правах человека. Это глава 2, которая называется «Права и свободы человека и гражданина».

Учащиеся выполняют следующее задание (на его выполнение достаточно 1-2 минут): «Познакомьтесь с правами человека и выпишите номера статей, которые посвящены политическим правам». Закончив, группы (в оперативном режиме) называют номера статей, в которых говорится о политических правах граждан, учитель записывает их на доске: статьи 29, 30, 31, 32, 33.

Далее обращается внимание школьников на то, что статей, предоставляющих гражданам России политические права, всего 5, во всех остальных статьях говорится уже о других правах, после этого начинается беседа.

Вопрос: Какие еще права названы в Конституции помимо политических?

Ответ (школьники называют статьи, посвященные различным правам человека).

Вопрос: Каким гражданам предоставлены эти права?

Ответ: Каждому гражданину нашей страны.

Полученный ответ рекомендуем учителю прокомментировать, отметив, что права предоставляются не гражданам, а каждому проживающему в стране человеку непосредственно, то есть всем людям (и гражданам, и переселенцам, и тем, кто приехал в нашу страну в гости, в командировку) – всем предоставлены эти права. Как, по-вашему, справедливо ли это? Объясните свое мнение.

Обычно ответы звучат как «да», так и «нет». Но рекомендуем организовать дискуссию, дать школьникам поспорить.

К кому обращены статьи 31-32?

Ответ: К гражданам.

Вопрос: Как вы думаете, справедливо ли, что эти права принадлежат только гражданам? Обоснуйте свою точку зрения.

(Данный вопрос обычно споров не вызывает, и школьники вполне обоснованно доказывают свою позицию).

Вопрос: Какое еще слово часто повторяется, когда говорится о правах, чьи это права?

Ответ: Личные, а слово «личность».

Вопрос: Что именно личности гарантирует Конституция России?

Ответ: Достоинство, неприкосновенность, тайну переписки, неприкосновенность жилища.

Вопрос: Как вы понимаете, что значит «неприкосновенность», какую обязанность берет на себя государство? Каким образом оно может обеспечить, гарантировать различные виды неприкосновенности личности?

Как показывает практика, чаще всего пятиклассники на этот вопрос отвечают следующим образом: «Государство ловит преступников, сажает их в тюрьму» и т.п. В данном случае учителю важно довести до понимания школьников, что нарушение прав личности происходит не только по вине преступников, нарушить права человека может и обычный гражданин, и общество, и государство. Поэтому данная проблема нуждается в дополнительном разборе и уточнении, чему должен способствовать следующий вопрос.

Подумайте, неужели больше никто, кроме бандитов, не может нарушить наши права? Прочитайте внимательно статью 21, что в ней сказано, кто может еще умалить наше достоинство, разве только бандиты? Разве только бандиты могут, например, узнать нашу личную (частную) тайну и рассказать о ней окружающим? Разве только бандиты могут оклеветать, оскорбить человека?

Ответ: Нет, это могут сделать и обычные люди, например соседи или даже близкие люди.

Вопрос: А могут это сделать, например, члены какого-нибудь общества? Например, человек решил выйти из организации, а ее остальные члены решили ему за это отомстить, может быть такое?

Ответ: Да.

Вопрос: Подумайте, а может, например, государство в лице следователя, работника милиции, судьи нарушить наши права: прийти в наш дом без разрешения, сделать обыск?

В заключение беседы учитель задает обобщающий вопрос: подумайте и скажите, чем разобранные нами права отличаются от политических прав?

Ответ: Эти права гарантируют защиту личности.

Учитель делает вывод: «Права, которые обеспечивают защиту человека от посягательств других лиц, общества или государства, называются гражданскими» (рекомендуем данное определение записать в тетрадь).

Далее рекомендуем подчеркнуть и, возможно, даже записать, что благодаря наличию гражданских прав человек может пользоваться и своими политическими правами.

Для закрепления материала группы получают следующее задание (на его выполнение можно отвести 2-3 минуты): докажите, что наличие у людей гражданских прав позволяет им пользоваться политическими правами.

С данным заданием школьники справляются достаточно быстро, поскольку легко улавливают связь между гражданскими и политическими правами, например, между свободой слова и запретом на арест человека более чем на 48 часов без санкции суда; или между гарантированным равенством прав и свобод и равенством всех граждан.

3) Стадия рефлексии.

Итоговым заданием урока может стать письменная работа (выполняется индивидуально), заключающаяся в ответе на вопрос: в конституции записаны права граждан, а как вы думаете, нужна ли глава «Обязанности граждан»?

Обычно для ответа на этот вопрос времени не остается, поэтому рекомендуем задать данную письменную работу на дом, но разрешив начать ее выполнение в течение заключительных минут урока.

Домашнее задание

1. Вопросы 1-3 к документу из рубрики «Познакомимся с документом».

Тема «Обычай и закон»

Цель: дать учащимся представление о понятиях «закон», «обычай», «конституция».

К концу урока учащиеся должны: а) называть основные признаки обычая; б) называть основные признаки закона; в) называть сходства и различия между обычаем и законом; г) объяснять причины появления обычаев и законов; д) объяснять, почему конституцию называют основным законом государства.

Оборудование урока (зависит от наличия):

а) большие листы бумаги, фломастеры, скотч;

б) учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Форма организации учебной деятельности – индивидуально-групповая.

Объявив тему урока, учитель предлагает учащимся провести эксперимент и попробовать свои силы в роли учителя. Им, как учителю перед уроком, следует подготовить новый материал к уроку, а затем объяснить его одноклассникам. (В качестве основы для проведения урока предлагаем использовать вариант приема «учимся вместе», разработанный американскими специалистами Д. Огл, К. Мередитом и др.).

Организация деятельности учащихся

Тема разбивается на три части, соответственно количеству подзаголовков. Желательно на этот урок организовать работу 6 групп (группы могут быть по 3-5 человек), тогда каждым двум группам достается текст одного подзаголовка. В этом случае одна из групп будет объяснять новый материал, а другая – дополнять то, что, возможно, упустят их предшественники.

Если количество групп будет ограничено (4-5), то тогда советуем распределить материал следующим образом: 3 группы готовят объяснение нового материала, а 1 (2) – вопросы объясняющим.

1. Группам, готовящим объяснение нового материала, необходимо дать вопросы, которые помогут учащимся выделить главные идеи нового материала (выполнить самостоятельно эту работу пятиклассникам обычно затруднительно). Вопросы, подсказанные учителем, ускорят выполнение задания. На его подготовку советуем запланировать не более 15 минут.

Примерный вопросник, подготовленный учителем:

а) Подзаголовок «Что было, когда законов не было»:

Как жили люди в родовой общине?

Почему все члены общины подчинялись общим правилам?

В чем особенность правил, по которым жили члены родовой общины?

Что такое обычай?

б) Подзаголовок «От обычая к закону»:

Какую роль играл обычай в жизни общины?

Почему понадобился обычай?

Почему обычай не смог регулировать жизнь людей в новых условиях?

в) Подзаголовок «Что такое закон»:

Что такое закон?

Чем обычай отличается от закона?

Что общего между обычаем и законом?

Каждой группе учащихся желательно раздать большие листы бумаги, фломастеры и предложить наглядно оформить свое объяснение. Участники группы могут написать вопросы: те, которые дал учитель, и на которые они отвечали сами; нарисовать соответствующие сюжету рисунки; подготовить схему, таблицу и т.п.

2. Группы, которые готовят вопросы объясняющим.

Это задание для пятиклассников представляет большую сложность, поскольку они, как правило, еще не умеют находить проблемы в тексте, и чаще всего вопросы, задаваемые ими, носят репродуктивный характер. Поэтому учителю необходимо предоставить учащимся определенную самостоятельность, посоветовать прочитать текст и подумать над теми местами, которые вызвали у них наибольшие затруднения, а затем попробовать подготовить по ним несколько вопросов. В то же время можно также немного помочь школьникам, например, вместе с детьми прочитать фрагмент текста (советуем найти его заранее, во время подготовки к уроку) и деликатно подсказать им хотя бы один проблемный вопрос, по примеру которого пятиклассники смогут и сами подготовить еще несколько вопросов.

Учителя, использующие технологии, в которых групповая деятельность является преимущественной, знают, что во время работы групп «путешествие» по классу с целью наблюдения за работой, оказание помощи и так далее – необходимый элемент данной технологии. Однако в нашем случае помощь учителя, его наблюдение за работой приобретают особое значение. Учителю необходимо очень осторожно, деликатно вступать в работу учащихся, подсказывать решение возникающих проблем, в том числе и вопросы наглядного оформления нового материала.

Группы представляют результаты проведенной работы.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте