search
main
0

Защитим человека!

Очевидно, что образование должно готовить молодежь к жизни в будущих условиях. Что для этого надо? Надо прогнозировать будущие условия. Определить содержание образования. Переориентировать на это содержание миллионную армию учителей.
Выполнить все три задачи полностью просто невозможно, поэтому “ножницы” между содержанием образования молодежи и будущими условиями жизни существуют и существовали всегда.
До сих пор эти “ножницы” были не очень заметны и не имели решающего значения, поскольку изменения условий жизни происходили довольно медленно по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Прогнозирование будущего в образовании осуществлялось “линейной” экстраполяцией имевшихся тенденций развития страны и мира, таких, как сегодняшние: постоянный рост техносферы, расширение области применения высоких технологий, информатизация и урбанизация, демократизация и интеграция общества.
Однако общая ситуация в ХХI веке резко меняется. Как известно, цивилизация достигла “пределов роста”. Во избежание глобальной катастрофы она должна в течение всего нескольких десятилетий – “скачком” перейти от эпохи индустриального роста к эпохе “устойчивого развития”. Оказалось, что мир может сохраниться только при коренном изменении мировоззрений, ценностной ориентации и направлений жизнедеятельности людей. Это обстоятельство не только признано на уровне мировой науки, но уже описано в учебниках.
Необходимость изменения менталитета человечества в исторически сжатые сроки требует своевременного, предельно возможного сокращения “ножниц” между содержанием образования молодежи и предстоящими ей условиями жизни. Переход российской школы на 12-летнее обучение этому способствует.
Новая Концепция общего образования направлена на существенное обновление содержания, позволяет привести в соответствие с потребностями развития России в ближайшие два-три десятилетия ХХI века. Важный шаг – включение в число базовых предметов обновленного курса “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ), отражающего основную особенность наступающей эпохи. Эта особенность – необходимость обезопасить человека от собственной жизнедеятельности, что вообще-то непривычно и парадоксально, поскольку конечная цель жизнедеятельности – как раз повышение уровня безопасности. Но именно собственная деятельность создала для человека угрозу, которая превосходит все известные до сих пор опасности. Эта ситуация и пути ее разрешения положены в основу Концепции курса ОБЖ, появившегося в 1991 году в ответ на неумение человека обеспечивать свою безопасность в стремительно меняющихся техногенных, социальных и природных условиях.
Развитие курса ОБЖ базируется на современных исследованиях состояния и тенденций развития общества, на научных прогнозах развития цивилизации, на системном подходе к проблеме безопасности жизнедеятельности, на важнейших документах эпохи, в частности, на документах ООН, Конституции, законах и Концепции национальной безопасности России.
Концепция развития курса ОБЖ предусматривает всестороннее изучение проблемы безопасности жизнедеятельности на трех уровнях – индивидуальном, национальном, глобальном.
В 1-4-х классах изучаются вопросы безопасности школьника (предмет “Окружающий мир”).
В 5-9-х классах – вопросы безопасности жизнедеятельности личности (предмет ОБЖ).
В 10-12-х классах – вопросы безопасности жизнедеятельности общества и государства (предмет ОБЖ).
Курс становится также фундаментом образовательной области, которую практически уже составляют вместе с ОБЖ курсы в профессиональных учебных заведениях: по безопасности человека при производственных процессах, по безопасности технических объектов, по экологической безопасности, по безопасности социальных систем (военной, информационной, экономической, культурной и др.).
В Базовом учебном плане для обновленного предмета ОБЖ необходимы:
– 1 час в неделю для 5-9-х классов,
– 2 часа в неделю для 10, 11, 12-х классов.
На такой объем учебных занятий по ОБЖ с 1991 года накоплены и апробированы все необходимые материалы.
Владимир САПРОНОВ,
председатель Совета Минобразования по организации разработки и обсуждению Концепции образовательной области “Основы безопасности жизнедеятельности”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте