Математик и классный руководитель в Ольге Измоденовой неразделимы, обе ипостаси равно важны. Но если точка обзора предметника, который приходит в учебное заведение лишь на собственные уроки, не дает целостного представления о жизни школы, то точка обзора классного руководителя позволяет видеть школу комплексно, так, как ее видят ученики.
Перемены и переменки
У Ольги Михайловны Измоденовой показательная учительская биография. С профессией определилась… в первом классе. Как только пришла в школу, поняла, что ей нравится учиться и хочется учить других. В четвертом классе влюбилась в математичку – был сделан выбор предмета. Со второго курса Свердловского педагогического института начала параллельно работать в школе.
За 23 года в школе у Ольги Михайловны выработалось чувство твердой руки, она лучше поняла себя, научилась понимать детей. А они тоже изменились за эти годы. И учителей, и родителей, и самих себя ребята оценивают с позиции успешности.
Что ж, достойная цель для образования – создать базу для успешного осуществления человека. Измоденова, учитель высшей категории, преподаватель математики и классный руководитель, говорит так: «Среди функций классного руководителя одна из самых главных – защитная. Детям всегда нужно плечо, на которое можно опереться, а иногда «жилетка», в которую можно поплакать. Именно чувство защищенности в период взросления создает чувство уверенности в период взрослости».
Вот и становятся переменки, время после уроков – временем воспитания: именно тогда происходят важные для ребят разговоры, не нравоучения, а обсуждения, которые и формируют их взгляды на мир. От чего же их приходится защищать?
«Менталитет» и приоритет
Екатеринбургская гимназия «Менталитет» известна в областном центре. Родители ее ценят за почти стопроцентный показатель поступления выпускников в вузы. Действительно, здесь качественно учат и качественно готовят к следующей ступеньке образования. Учащимся не обещается легкая жизнь: нужно как следует потрудиться, чтобы не отставать от других. Ощущение прессинга возникает не только из-за большой нагрузки в школе. Само общество прессингует сегодняшних старшеклассников: муссируются разговоры о проходном балле в престижные университеты, количестве бюджетных мест. Помочь им пройти этим сложным путем без потерь для здоровья и самоуважения – задача классного руководителя.
– В течение четверти приходится отслеживать ситуацию по каждому ученику по каждому предмету.
Следующая задача – помочь каждому найти дело, в котором он будет лучшим. Наблюдать, в подходящий момент подтолкнуть к действию и даже «пристроить».
В анкете, которую учащиеся «Менталитета» заполняли по просьбе психолога, стоял вопрос: «Бывают ли у вас конфликты с учителями?» Да, бывают даже в этой передовой школе. Основная причина – несогласие с выставленной оценкой.
– В силу того, что они ученики, они порой не могут отстоять свое право. Если спорят, то это нередко воспринимается как невоспитанность. В такой ситуации я занимаю позицию ребенка. Если у него был шанс на четверку, то иду и беседую с учителем-предметником. Если же в четверти одни тройки, говорю с учеником: наверное, мало старался?..
И, конечно, требуется поддержка в выстраивании отношений детей друг с другом. Приоритетом для Ольги Михайловны Измоденовой как классного руководителя является создание ощущения комфортности пребывания в школе для всех ее учеников.
Класс и семья
К классному руководству Ольга Михайловна пришла через школьное руководство. Много лет работала завучем и часто подменяла отсутствующих. С ее родным теперь десятым получилось так, что классные руководители менялись ежегодно.
– Когда мы только начали работать вместе, я пыталась вложить в ребячьи головы две мысли. Первая: коллектив класса – это некая семья. Внутри семьи возможны конфликты, но все ее члены всегда защищают друг друга.
Вторая мысль: наш класс самый лучший, нам повезло, что мы в нем учимся. Это было особенно важно, так как из-за частой смены руководителей у класса появилось ощущение, будто он в чем-то виноват, ущербен. Требовалось повысить самооценку. Результат: теперь мы все уверены, и я первая, что наш класс действительно самый лучший.
Разношерстный, неравномерный коллектив из 18 человек Ольга Михайловна воспринимает как единый организм. У него есть свой характер, и настроение бывает разным. Это нужно учитывать. Спланированность и спонтанность сочетаются в ее педагогической манере. В основе урока лежит, конечно, определенная схема, но работать она будет по-разному в зависимости от ситуации. «Спонтанные уроки» часто проходят интереснее тщательно продуманных, не говоря уже о внеклассных мероприятиях. Педагогика – дело творческое. И психологически тонкое.
– В дружной семье всех детей любят одинаково. У меня нет любимчиков. Если ребенок ведет себя, скажем, вызывающе и это раздражает, я стараюсь представить его лет через десять. Он окончит институт, женится, будет хорошим отцом, и ничего, что сейчас он троечник и порой грубит.
У подростков вообще много нужно пропускать мимо ушей, они часто говорят показушно, на толпу. Не стоит цепляться к словам, кричать: «Что ты делаешь, да как ты можешь», лучше отложить разговор на потом, в спокойной обстановке. Но не забыть о нем. Для меня день в школе проходит так, словно только что прозвенел звонок на первый урок – и вот уже звонок с последнего, тягучести времени не ощущаешь. А вот по дороге домой начинается период рефлексии: анализируешь, что не сказано, о чем и с кем нужно поговорить завтра. Не специально усадив его перед собой, а как бы ненароком. Но не мимоходом.
Оценка оценке
Сегодня много спорят о школьной системе оценивания. Мнения высказываются полярные: от введения стобалльной системы до устранения оценки как таковой. Однако оценка остается нормальной человеческой функцией: «не судите, но оценивайте», и школа не должна прятать ребенка от оценочного мира.
Ольга Михайловна подчеркивает: не надо путать отметку (цифру, которую учитель ставит в тетрадь или в дневник) и оценку учителя. Одна и та же отметка «четыре» может подразумевать оценку: «Ты молодец!» или «Не постаралась…» Ученика нужно сравнивать прежде всего с ним самим, его возможностями, а не с другими людьми.
Измоденова на своих уроках активно применяет двойную, даже тройную систему оценивания. Помимо обязательной отметки за контрольную она выстраивает рейтинг. Например, в работе десять заданий, общая их «стоимость» 20 баллов. Подсчет баллов позволяет увидеть, насколько правильно решены все задания. Кроме того, присутствует и устная оценка учителя. «Я замечала, что для ребят она порой является самой важной».
Оценка должна создавать ситуацию успеха, а не выступать «презумпцией виновности», защищать его, поддерживать, создавать опору для движения в будущее.
Ольга Измоденова:
Атмосфера в классе, как погода в доме, важнее всего
Цели классного руководителя
Создание комфортной ситуации для каждого ребенка:
в учебе,
в общении друг с другом,
во взаимоотношениях с учителями,
в общественных делах.
Методы классного руководителя
Вся школьная жизнь есть сплошные «педагогические ситуации». Ничто не проходит мимо классного руководителя. Разбираться, помогать в чем-то – ежедневное занятие. Мой метод:
1. Наблюдение. Знать, что ребят волнует, тревожит.
2. Анализ. Никогда не решать вопрос с наскока.
3. Беседа. Выбрать подходящий момент и спокойно, без эмоциональной взвинченности, обсудить произошедшее с учеником.
Радость классного руководителя
Замечательно, когда в классе складываются традиции. Они, может быть, выглядят банально, но нам дороги.
В сентябре мы совершаем прогулку на озеро Шарташ, где у нас есть свое место. Ребята говорят: «Окончим школу, пройдет десять лет, но мы по-прежнему будем в сентябре приезжать сюда». 23 февраля и 8 Марта мы стараемся не вникать в политический смысл этих праздников, у нас это День мальчиков и День девочек. Девочки в прошлом году подарили мальчикам поездку в аквапарк, а мальчики вывезли всех на шашлыки, сами закупали продукты, готовили мясо и обменивались рецептами. И родители наши такие же дружные, как и дети. Атмосфера класса формируется и во время учебы, и во время совместного отдыха.
Комментарии