День правовой помощи детям проводится в стране уже несколько лет. Представители юридического сообщества посещают образовательные организации, социальные центры, детские дома и т. д. Это делается для того, чтобы рассказать несовершеннолетним об их правах и о том, куда нужно обратиться для защиты своих прав. Но, чтобы быть защищенным, нужно стать просвещенным. Поэтому необходима система правового просвещения, и здесь возникают некоторые вопросы.
По словам детского омбудсмена в Санкт-Петербурге Анны Митяниной, на данный момент в действующем законодательстве отсутствует понятие правового просвещения, поэтому каждый трактует его на свой лад, то есть наполняет понятие своим содержательным контентом, иногда смешивая со смежными понятиями «юридическая помощь», «правовое воспитание», «профессиональное правовое обучение» и т. д. Также отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности по правовому просвещению, не закреплены субъекты правового просвещения, их полномочия, формы и методы.
Действительно, как поясняет заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Татьяна Васильева, существует федеральное законодательство, которое четко определяет порядок взаимодействия органов управления образованием и органов системы профилактики. Например, ни нотариат, ни адвокатура в качестве субъектов профилактики там не указаны. Это, конечно, является досадным упущением, ведь нотариусы могли бы дать ребятам полезную информацию. Скажем, что делать в ситуации кибербуллинга.
Первым шагом, как поясняет президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова, должна стать фиксация факта данного действия в Интернете, то есть необходимо сделать скриншот страницы и с этим доказанным фактом обращаться в правоохранительные органы. Как правило, как только подростки-агрессоры узнают, что их действия обнародованы, приходят с извинениями, инцидент на этом исчерпывается.
По словам Марии Тереховой, долгая работа нотариусом приводит к мысли о том, что правовое просвещение нужно не только детям, но и родителям. Часто приходится с боем защищать права детей в делах по отчуждению имущества, в наследственных делах. Нотариусы сталкиваются не просто с недобросовестными действиями родителей, но и со злонамеренными действиями, когда дети скрываются, не заявляются в числе наследников. К сожалению, огромным полем для злонамеренных действий сегодня является использование так называемого материнского капитала. Договоры купли-продажи жилья с использованием маткапитала не обязательно заверять у нотариуса, поэтому нередки ситуации, когда детей не наделяют долями в приобретаемом жилье.
В то же время, как рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге прокуратуры Санкт-Петербурга Ольга Качанова, представители ведомства правовым просвещением занимаются давно и по согласованию с Комитетом по образованию проводят множество мероприятий, в том числе тематические встречи, как с детьми, так и с родителями.
Практика общения с подростками и студентами учреждений системы СПО показывает, что ребята неплохо ориентируются в российском законодательстве. Правда, говоря об ответственности, школьники обычно делают акцент на гуманизации законодательства в отношении них, и те наказания – штраф, условный срок и т. д., которые предполагаются за правонарушения, ребятам кажутся ерундой. Однако, когда разговор заходит об отсроченных последствиях правонарушений, многое для них становится откровением. Например, то, что судимость может препятствовать служебной карьере.
Как поясняет Ольга Качанова, существует еще практика работы по правовому просвещению и правовой помощи родителям на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Здесь ежеквартально проводятся вебинары для родителей на самые разные темы, в том числе на такие непростые, как детский суицид и насильственные действия в отношении несовершеннолетних.
Кроме того, как считает Ольга Качанова, очень важна тема повышения правовой грамотности педагогов.
– Недавно в рамках обучения будущих педагогов профилактике аутоагрессивного поведения детей мы начали плотно работать с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена, – рассказывает представитель прокуратуры. – Молодой специалист, приходя работать в школу, знает свой предмет, но, если в его классе появляется ребенок из многодетной, малоимущей семьи, опекаемый, трудный подросток, куда с этим идти, к кому обращаться, он не представляет. Поэтому у нас разработан проект «дорожной карты» обучения студентов выпускных курсов основам социальной помощи. Мы хотим, чтобы педагог, столкнувшись с определенной ситуацией, знал: можно обратиться не только в полицию, но и в органы опеки и попечительства, нотариат, адвокатуру и т. д. Конечно, в школах есть педагоги-психологи, социальные педагоги, но всех детей охватить невозможно. И, главное, очень трудно распознать антивитальное поведение ребенка. К классному руководителю дети все-таки ближе, зачастую со своими проблемами они идут именно к нему. Нужно учиться быть к ним внимательным.
И конечно, по мнению Анны Митяниной, совершенно устарел такой формат правового воспитания несовершеннолетних, как лекции. Ребят важно вовлекать в разговор как главных потребителей информации, не проводить мероприятия для «галочки», а разбирать ситуации, приближенные к реальности. Правовая грамотность детей – это наше общее отсроченное будущее. Что посеем сейчас, то и пожнем потом.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии