Школа, в которой я работаю, акмеологическая. Каждый ее ученик хочет стать успешным. Но успех – это не просто везение. Успех – это постоянный труд, большая ответственность, целеустремленность. Задача учителя – помочь растущему человеку: создать условия для формирования акмеологической культуры школьников. Большим потенциалом в решении этой воспитательной задачи обладает клубная работа.
Так, в 2009/10 учебном году в классе был организован Клуб выходного дня (КВД). В его состав вошли учащиеся и их родители. КВД помогает решать не только воспитательные задачи, но и позволяет организовать внеклассную работу по учебным предметам: литературному чтению, русскому языку, математике, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру; способствует здоровьесбережению детей. Кроме того, улучшается качество семейного отдыха, а родители становятся участниками учебно-воспитательного процесса. В подготовке к заседаниям Клуба выходного дня принимают участие все родители и ученики. Заседания проходят один раз в семестр. Клуб имеет свое название, эмблему, девиз. У каждого члена Клуба – удостоверение. Возглавляет работу актив во главе с двумя председателями: один – от детей, второй – от родителей. План работы КВД составляет актив вместе с классным руководителем. Стараемся учитывать возраст детей, их интересы. Каждая встреча в Клубе должна стать стимулом для дальнейшего развития личности. К каждому заседанию КВД выпускается классный журнал.
В мае 2011 года состоялось шестое заседание Клуба выходного дня.
Тема: «Какие бывают профессии?» (для учеников 3 класса).
Цель: Способствование профессиональной ориентации учащихся.
Задачи:
1. Расширять знания детей о профессиях и их применении
2. Познакомить детей с учебными заведениями города Волхов (вузами, колледжами) и профессиями, необходимые городу.
3. Воспитывать трудолюбие и интерес к творчеству.
Предварительная подготовка мероприятия.
Дети:
Рисунки на тему «Профессия моих родителей» (урок изобразительного искусства).
Разучивание стихов о профессиях (урок внеклассного чтения).
Подготовка карточек с печатными буквами А-Я (урок технологии).
Сочинение «Мое любимое занятие» (урок развития речи).
Методика неоконченных предложений «Если бы я был(а)…, я бы…» (урок русского языка).
Экскурсия в музей истории города Волхов (урок окружающего мира).
Оформление классного журнала «Яхта» (классный час).
Разгадывание кроссвордов и загадок по теме «Инструменты» (урок окружающего мира).
Работа с пословицами о труде (урок литературного чтения).
«Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях» (урок внеклассного чтения).
Родители:
Планирование мероприятия (актив Клуба) – 5 человек.
Подготовка удостоверений члена КВД – 3 человека.
Обсуждение дома с детьми: самое большое достижение в 3 классе – все родители.
Подготовка к чаепитию – все родители.
Подготовка к проведению мастер-класса (лепка из соленого теста) – 2 человека.
Рассказы о профессиях: тестовод; медсестра.
7. Сообщение об учебных заведениях города Волхов – 1 человек.
Ведущий 1: В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать выбор?
Ведущий 2: А что такое профессия? («Толковый словарь»: основной род занятий, трудовой деятельности).
Ведущий 1: При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром множество пословиц и поговорок народ сложил о труде. А вот знаете ли вы некоторые из них, мы сейчас проверим.
Игра «Угадай пословицу»
На доске записаны окончания пословиц:
– не сиди на печи,
– того люди чтут,
– тот не ест,
– а лень портит,
– не вынешь рыбку из пруда.
Ведущий 2: Я назову первую часть, а вам нужно подобрать окончание.
Кто не работает…
Хочешь есть калачи…
Труд человека кормит…
Кто любит труд…
Без труда…
Ведущий 1: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека. Только тогда она будет приносить человеку радость.
Ведущий 2: Профессиональную деятельность людей условно можно разделить на две части: умственную и физическую. Я загадаю загадку, вы должны назвать отгадку и сказать, какой труд у этого человека: умственный или физический.
Игра «Не ошибись»
Фирмой он руководит,
В школе тоже может быть.
Если он издал приказ –
Подчиняйся всякий раз. (Директор)
Стоит серая стена,
Некрасивая она.
Пришел с кистью дока,
Покрасил все до срока. (Маляр)
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (Врач)
Электричество горит –
Как светло в квартире!
Надо благодарить
Того, кто свет привык дарить. (Электрик)
Аппарат летательный –
Дом ее желательный.
Перелет: Москва – Одесса.
Вас обслужит…(Стюардесса)
Ведущий 1: Каждый из ребят нашего класса мечтает о своей будущей профессии. Послушаем, что написали ребята, когда готовились к заседанию КВД.
Методика неоконченных предложений.
Ведущий 2: Примером для детей всегда являются их родители.
Выставка рисунков «Профессии наших родителей» (рассказы детей).
Ведущий 1: Про кого говорят: мастер своего дела?
Рассказы родителей о своих профессиях с презентациями.
– Паненкова С. В., тестовод, ОАО «Комбинат Волховхлеб»,
– Бабкина Е. С., медсестра, Волховская ЦРБ.
Ведущий 2: У мальчишек и девчонок из 3 «А» класса есть свои любимые занятия. О них они писали в своих сочинениях.
Чтение сочинений на тему «Мое любимое занятие».
Ведущий 1: Практическое задание «Путешествие от А до Я» (составление алфавита с названиями профессий: каждый ребенок получает карточку с напечатанной буквой и вместе с родителями подбирает название профессии на эту букву. Оформленная карточка прикрепляется на плакат с алфавитом).
Ведущий 2: Меняется время, появляются и новые профессии. Есть профессии на века.
Викторина «По пословице угадай профессию».
Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
Не игла шьет, а руки. (Швея, портной)
Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)
Перемелется – мука будет. (Мельник, мукомол)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка)
Цыплят по осени считают. (Птичница)
Ведущий 1: Куда можно пойти учиться в нашем городе и какую профессию получить?
Сообщение Каиповой А. Д.
Высшие учебные заведения: ИВЭСЭП, РГПУ им. А. И. Герцена.
Средние специальные заведения: Волховский алюминиевый колледж, Волховский колледж транспортного строительства.
Профессиональные училища: №1, № 29.
Прекрасных профессий
На свете не счесть.
И каждой профессии –
Слава и честь.
Игра « Доскажи словечко».
Трактор водит – (тракторист).
Электричку – (машинист).
Стену выкрасил – (маляр).
Доску выстругал – (столяр).
В доме свет провел – (монтер).
В шахте трудится – (шахтер).
В жаркой кузнеце – (кузнец).
Кто все знает – молодец!
Ведущий 1: К заседанию КВД ребята готовили стихи о профессиях.
Конкурс стихов.
Ведущий 2: Золотые руки – про кого так говорят?
Мастер-класс. Работа с соленым тестом. Ребята вместе с родителями на картоне лепят цветок в память о заседании КВД. Мастер-класс проводит А.В. Сеидова.
По окончании мастер-класса ребятам вручаются удостоверения членов Клуба выходного дня. При этом они говорят о своем самом значимом достижении в 3 классе.
В завершение проводится праздничное чаепитие.
Галина Гнедова, учитель начальных классов Волховской средней школы №5 Ленинградской области
Фото из школьного архива
Комментарии