search
main
0

Зарядка для «мятежного духа» . Школьное самоуправление

Молодость – пора противоречий. Вы со мной не согласны? Ну, тогда посудите сами: с одной стороны, есть строгие родители, которые требуют хороших оценок, отличных знаний и идеального поведения. С другой, перед нами разворачивается совершенно иная картина: друзья! Как часто они соблазняют сделать что-нибудь, совершенно противоречащее родительским запретам. Сложно устоять – «запретный плод сладок!».

Таким вот образом подросток буквально разрывается пополам. А между тем возраст-то переходный! Хочется показать миру (или хотя бы ближайшему окружению), на что ты способен, что ты собой представляешь. Кровь кипит, мозг требует простора для деятельности… А где этот простор взять? Где современный подросток может проявить всю широту своей фантазии? Как может он реализовать свой потенциал? Школьное самоуправление! – так ответили на этот вопрос во многих школах города Белгорода. В рамках эксперимента в Белгородском дворце детского творчества действует школа актива, где готовят ребят – организаторов ученического самоуправления, а также учащихся – членов управляющего совета школы 11 образовательных учреждений г. Белгорода.

В число таких школ входит и лицей №10. В 2006 году здесь была организована демократическая республика «Юность». На тот момент самоуправление уже стояло на значительной ступени развития. Существовал совет лицея, куда входили все самые активные учащиеся. Они занимались решением важных проблем, защитой прав учеников. Однако такое положение дел не совсем устраивало активистов. Хотелось чего-то большего, хотелось развития самоуправления. Тогда и было принято решение создать демократическую республику. Воодушевленные такой идеей лицеисты с энтузиазмом принялись за дело. Работа кипела…

В конце 2006 года посредством тайного голосования был избран президент школы. Эту должность заняла ученица 10-го класса Юлия Бочарова. Она обошла двух своих соперниц по количеству набранных голосов. Надо сказать, что все три кандидата являются очень активными и деятельными девушками. Каждая из них провела огромную предвыборную кампанию. В ход пошли листовки, плакаты, воздушные шарики. Группы поддержки агитировали ребят проголосовать именно за свою представительницу. Кроме того, каждая ученица выпустила стенгазету, в которой поместила свою краткую автобиографию, идеи преобразования школы и решения актуальных проблем. В общем, все кандидатки постарались на славу. Проигравшим пришлось задуматься над вопросом: что было сделано не так, почему ребята проголосовали именно за Юлю? Сами же избиратели признаются, что им понравилась программа преобразования школьной жизни, которую предложила победительница. Она выступила за усиление работы совета лицея, проведение различных интересных акций и культурных мероприятий, которые сделают жизнь учащихся более яркой и насыщенной. Кроме того, Юля является инициатором идеи создания школьной газеты.

Об этих и других планах развития самоуправления активистка рассказала в своей речи, которую произнесла 12 декабря на расширенном совете лицея. На этом заседании произошла инаугурация президента и выборы премьер-министра. Были сформированы министерства, во главе каждого из которых стоит отдельный министр. Сюда вошли министерства культуры, СМИ, социальной политики, образования и физкультуры. Таким образом, ребята постарались охватить все или почти все сферы нашей жизни. Министрами назначались активисты, уже имеющие опыт работы в сфере ученического самоуправления. Однако одного опыта недостаточно. Помимо этого каждый министр должен обладать желанием сделать жизнь лицеистов насыщенной, целенаправленной, неповторимой, самостоятельной и увлекательной. А это не так просто. К счастью, в лицее недостатка в таких учениках не наблюдается. Поэтому все министерские места были благополучно заняты. А чтобы все было регламентировано, ребята издали школьную конституцию и свод законов.

Когда все должности были распределены, активисты принялись наконец за работу. Через некоторое время были подведены первые итоги. За небольшой промежуток времени они успели провести несколько акций и конкурсов. Но самым радостным событием для всех стал, пожалуй, первый выпуск школьной газеты. Над ней потрудились и главный редактор, и министр СМИ, и премьер-министр, и даже президент. Результаты не заставили себя ждать: первый номер превзошел все ожидания.

В общем, ученики с уверенностью заявляют, что самоуправление – дело хорошее. Да и грех им жаловаться. Ведь благодаря школьному самоуправлению лицеисты получили ценную возможность проявить свой творческий потенциал и самореализоваться. Это, конечно, замечательно. Сиюминутную выгоду мы видим. А что потом? Какие перспективы ждут нынешних лидеров, когда они покинут стены лицея?

Могу с твердостью заявить, что перспективы эти огромны. Очень часто школьные активисты, вступив во взрослую жизнь, продолжают принимать активное участие в общественной жизни, только теперь уже на уровне области. Существует у нас в городе БРОО «Союз студентов, аспирантов, докторантов Белгородской области». Создана эта организация была во многом благодаря инициативам Е.Черкашиной, М.Кондратенко и Е.Гродецкой, выпускниц лицея №10. Еще учась в школе, эти девушки были активистками. В настоящее же время они составляют костяк выше упомянутой организации. И следует отметить, что этот пример не единственный. Оглянитесь, такое встречается сплошь и рядом! Те, кто был лидером в школе, всегда будут занимать социально активную гражданскую позицию. Такое воспитание оставляет след на всю оставшуюся жизнь.

Итак, роль самоуправления вообще огромна. Во-первых, ребята получают необходимые практические навыки жизни в гражданском обществе. Они учатся отстаивать свои интересы, бороться за свои права. Школьники понимают, что без знания законов в современной жизни не обойтись. То есть растут юридически подкованные граждане, которые вряд ли потерпят, если их права будут нарушаться. Таких людей в нашей стране не хватает. Сейчас на каждом углу кричат о произволе чиновников, взятках и т. д. Только что толку кричать? Надо действовать. Здесь и становится понятна необходимость наличия высокоразвитого гражданского общества в нашей стране. Самоуправление же способствует развитию такого общества в будущем.

Во-вторых, при совместной деятельности у школьников вырабатываются коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия в обществе. Стеснительный, зажатый школьник, попав в среду лидеров, испытывает шок. Однако потом он привыкает находиться в таком окружении. Сам того не замечая, ученик становится более активным и, следовательно, менее скованным. Если же у ребенка есть соответствующие лидерские задатки, то он может даже достичь высот в самоуправленческой деятельности.

Не менее важно то, что самоуправление развивает у школьников чувство самостоятельности и ответственности за свои поступки. Ведь каждый лидер должен проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. Помимо этого у ученика появляется сознание принадлежности к коллективу. Оно придает подростку эмоциональную уверенность и формирует чувство ответственности за себя и других.

Именно поэтому в настоящее время многие школы способствуют созданию и развитию органов самоуправления. Между прочим, во всем этом присутствует нотка патриотизма. И вполне возможно, что пройдет время и кто-нибудь из нынешних школьных лидеров займет место в правительстве Российской Федерации, а может быть, и место президента нашей страны.

Виктория БЫХОВЕЦ, ученица 10-го класса, Белгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте