Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зарубежный опыт. Там, где сказка стала былью

Учительская газета, №27 от 1 июля 2003. Читать номер
Автор:

Когда одного шведа спросили, знает ли он историю своей страны, он ответил утвердительно. А на вопрос, не хотел бы он, чтобы нынешняя Швеция стала такой же великой державой, как в прошлом, он сказал: «Я горжусь прошлым моей страны, но еще больше горжусь тем, что нынешняя Швеция, потерявшая власть над соседними странами и никому не угрожающая, дала каждому своему гражданину свободу и самый высокий уровень жизни. Великая держава для меня – ничто, человек – все».

А мне при этом подумалось: вот бы и нам, в России, прежде всего подумать о благополучии и достоинстве каждого отдельного человека, а потом уже возрождать наше величие.

Впрочем, подобное сознание очень характерно для граждан скандинавских стран. Бесспорно, каждый швед, норвежец, датчанин, финн любит свою землю, будь то морское побережье, горы или лесные озера. Но высшая ценность в этих странах – права человека, его жизнь, его семья. Наверное, потому в мире сложилось убеждение о существовании особого общественного уклада, называемого «шведский социализм» или «скандинавский социализм», хотя социализм предполагает беспредельное господство общественной собственности и полное отрицание частной. И тем не менее шведское государство стало эталоном общественного устройства, где человек имеет самые широкие права как в политической, так и в экономической сфере, а слабые, старики и дети находятся под защитой государства. Это и составляет основу менталитета скандинавских стран – исключительная ценность человека и всего того, что ему во благо. Эта особенность видна и в культуре этих стран, и в образовании.

До поездки в Данию я и не подозревала, что есть такой маленький и уютный городок – Свенборг. Там я познакомилась с особенностями датского гимназического образования.

В Свенборгскую гимназию приглашаются учителя из разных стран Западной Европы, Америки, Африки. Возраст учеников – 17-19 лет. Учатся ребята из Чехии, Канады, Германии, Эстонии. В гимназии официально разрешено курение. В здании потрясающе чисто. Для желающих оставлять автографы есть специальная стена, где можно рисовать и писать что угодно.

Учебные планы гимназии строятся по двум профилям: естественно-научному и языковому. Но есть и общее ядро. Одинаково число обязательных предметов и факультативов, из каждого блока которых нужно выбрать хотя бы один предмет. Такие дисциплины, как искусство, музыка и спорт, не только стояли в расписании, но и были популярны у учеников. Вся атмосфера в гимназии располагает к творчеству. В помещении изостудии – мольберты, гипс. Единственное оформление здания – работы ее учеников: рисунки и картины развешаны в коридорах, работы из гипса и своеобразные скульптуры расставлены в холлах.

Закончившие полный курс обучения сдают экзамены по пяти или шести предметам, ни учителям, ни ученикам до экзаменов не известно, какие именно предметы выбрали для них независимые экзаменаторы.

Учителя, работающие в гимназии, обычно имеют полное или неполное высшее образование. Максимальная нагрузка учителя – 22-24 часа, средняя – 15-16. В это число входят не только часы уроков, но и подготовка к ним. Основная проблема преподавания, по мнению учителей, – заинтересовать учеников своим предметом. Датские учителя преподают, как правило, два предмета: английский и историю, географию и историю, химию и математику, немецкий и спорт. Средняя зарплата учителя – 25000 долларов в год.

Из разговора с директором гимназии: «10 лет назад профессия учителя была непрестижна и плохо оплачиваема, 5 лет назад – непрестижна, но среднеоплачиваема. Сегодня она и престижна, и хорошо оплачиваема».

Вот и стала сказка былью, появилась-таки страна, где учителя поставили на недосягаемую высоту.

Каждое утро, направляясь в гимназию, мы проезжали на машине по мосту, соединяющему два острова. Внизу, на воде, мелькали паруса белых яхт, восходящее солнце окрашивало в нежный розовый цвет небо, воду, воздух. «Если бы я жила в Дании, то, наверное, тоже писала бы сказки», – подумала я вслух.

Наталья ПЕТРОВА, учительница

Свенборг – Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту