Участники очередного семинара из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», прошедшего на минувшей неделе в Высшей школе экономики, обсуждали острую тему – новую систему оплаты труда, которую нынче предлагают регионам – победителям конкурса в рамках национального проекта.
Итоги первого года реализации Комплексного проекта модернизации региональных систем образования подводила своим весьма обширным докладом заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. При этом Ирина Всеволодовна пыталась ответить на вопрос: стимулирование в оплате труда учителей – российская «новинка» или механизм повышения качества? Надо сказать, что по части новинок мы впереди планеты всей. Новая система оплаты труда, по словам Абанкиной, далека от критикуемой отраслевым профсоюзом Тюменской модели, но на деле она использует тот же самый подход с оплатой ученико-часа. Внедрить новую систему могут только те регионы, которые почти вдвое увеличивают фонд оплаты труда, иначе со стимулами дело пойдет туго, придется существенно сокращать и школы, и педагогов. Дальше еще интереснее: размер стимулирующих выплат будет во многом зависеть от результатов сдачи ЕГЭ, поскольку других конкретных показателей пока нет. Этот размер будут определять управляющие советы, но для начала их нужно узаконить. Для этого каждая школа должна внести изменения в устав и стать финансово самостоятельной, то есть открыть свой счет и завести собственную бухгалтерию, а это требует немалых средств. Например, для того чтобы московские школы разом завели свои бухгалтерии, нужно найти 1 миллиард 400 миллионов рублей. Но главное, что зарплата конкретного учителя понизится, и Ирина Абанкина привела конкретные примеры, как это происходит в регионах, участвующих в эксперименте. Признав, что такая система оплаты труда приведет к сдельщине и ухудшит положение учительства, Ирину Всеволодовну критиковали коллеги по Высшей школе экономики, представители профсоюза и другие участники семинара.
P.S. О том, как внедряется новая система оплаты труда в регионах, какие риски ожидают первопроходцев и последователей, читайте в 29-м номере «Учительской газеты», который будет посвящен законодательству в системе образования и выйдет 15 июля.
Комментарии