Приняв заслуженные поздравления и отметив День учителя, педагоги вновь погрузились в решение насущных проблем. Уже 6 октября в агентстве РИА «Новости» развернулась дискуссия по одной из острейших тем – модернизации школьного образования. Учителя из разных уголков страны вместе с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой и заместителем руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Николаем Булаевым обсудили первые шаги, предпринятые в рамках проекта модернизации в этом году, и то, какие изменения они повлекли не только для учеников, но и для педагогов.
Основным мерилом улучшений для преподавателей собравшиеся признали повышение заработной платы. Галина Меркулова напомнила, что на федеральном уровне под давлением профсоюзов зарплату работникам образования, как и всем бюджетникам, в этом году индексировали дважды – с 1 июня и с 1 октября.- Нельзя рассматривать проблему модернизации в отрыве от того, что происходит во всей бюджетной сфере, в особенности если мы обсуждаем вопрос оплаты труда. В начале года правительство планировало увеличить фонды оплаты труда работников бюджетной сферы только с 1 июня на 6,5%. Профсоюзы категорически не согласились с одноразовой индексацией, и в итоге было принято решение, что повышение зарплаты на 6,5% должно еще раз состояться во второй половине года, – отметила председатель профсоюза.Перед регионами в рамках модернизации школьного образования стоит задача довести среднюю зарплату учителей до средней по экономике в каждом конкретном субъекте РФ. Эта задача, подчеркнул Николай Булаев, должна быть выполнена уже в 2012 году. В настоящее время благодаря выделенным из федерального бюджета средствам в 44 регионах средняя зарплата учителей сравнялась или превысила уровень зарплаты в экономике субъекта РФ, а в 38 регионах фонд оплаты труда с 1 сентября должен был вырасти не менее чем на 30%.По мнению Галины Меркуловой, «программа очень непростая, и сейчас все включаются в процесс контроля за реализацией этой инициативы, в том числе и мы как профсоюз». А Николай Булаев отметил, что «в каждом регионе, в каждом общеобразовательном учреждении установлены свои системы оплаты труда», поэтому и осуществляется постоянный мониторинг со стороны Минобрнауки России, Росфиннадзора, Государственный Думы, профсоюзных организаций. «Уже в следующем месяце мы будем иметь представление о ситуации в каждой российской школе», – заверил депутат.Сами педагоги рассказали о том, как государственные меры поддержки отразились на их зарплате в начале учебного года.Так, в Калужской области, по словам учителя Ерденевской школы поселка Головтеево Юлии Медовой, все выглядит вполне обнадеживающе. Фонд оплаты труда увеличился на 40,8%. В среднем преподаватели школы в сентябре получили 22154 рубля с учетом стимулирующего фонда, тогда как в мае эта цифра составляла всего около 13 тысяч рублей. Таким образом, учительской зарплате в регионе удалось перешагнуть показатель средней зарплаты по экономике – 19727 рублей.О ситуации в Ивановской области рассказали Ирина Лаврентичева, учитель школы №12 г. Вичуга, и Татьяна Океанская, заместитель директора лицея №67 г. Иваново.По словам Ирины Лаврентичевой, общий фонд оплаты труда увеличен на 30%. И если в первом квартале 2011 года средняя зарплата по школе составляла 9473 рубля, то в октябре она достигла уже 15794 руб. Конечно, по признанию педагога, в школе есть учителя, которые получают больше, но это зависит от их личных достижений.В лицее областного центра, где зарплаты педагогов изначально были выше, чем в Вичуговской школе, за сентябрь средняя заработная плата выросла на 6100 рублей и достигла 18 тысяч. Татьяна Океанская заметила, что среди преподавателей лицея есть те, кто получает почти 30 тысяч рублей, но есть и те, чья зарплата не дотягивает до средней по экономике региона (15400). Но это в первую очередь зависит от их неполной занятости в лицее.В Тамбовской области, как сообщила учитель русского языка и литературы Надежда Левина, средняя зарплата по экономике составляет 12500 рублей. Новолядинская школа в селе Тулиновка, которую представляла педагог, несмотря на свою небольшую численность, играет важную роль в жизни региона. В 2009 году она стала центральным звеном местного социокультурного комплекса. В связи с этим зарплата в школе уже была немного выше, чем в среднем по области, и составляла 14 тысяч рублей. Пока что преподаватели Новолядинской школы не получили зарплату за сентябрь, но то, что фонд оплаты труда увеличен на 25%, уже точно известно. Предполагается, что средняя зарплата по школе должна вырасти примерно до 17500 тысяч.О том, как обстоят дела в Московской области, говорила заместитель директора лицея №17 городского округа Химки Татьяна Парамонова. По сравнению с апрелем средняя зарплата в лицее увеличилась более чем на 20% и составила 30579 рублей. Таким образом, здесь тоже удалось преодолеть барьер средней зарплаты по экономике (27139).Однако проблема повышения зарплат крайне неоднозначна. По словам самих педагогов, добиться высоких результатов удается не сразу и не везде. Некоторые регионы выглядят выигрышно во всех мониторингах и сводках, поскольку вступают в реформы уже с высокими стартовыми показателями, но в стране есть и глубоко дотационные регионы, которым трудно справиться с поставленной задачей.Галина Меркулова озвучила и другую проблему:- Мы все время говорим о среднем уровне заработной платы, но сегодня не каждый учитель четко понимает, что имеется в виду. Бывает, что педагог берет свой средний заработок, увеличивает его на 30% и полагает, что вскоре у него должна быть именно такая зарплата. Между тем речь идет о повышении фонда оплаты труда, а не о равномерном увеличении зарплаты всем учителям на 30 процентов. Чтобы избежать таких заблуждений, мы должны научить самих учителей понимать, в чем смысл и каковы особенности всех преобразований.Существующее в учительской среде непонимание подчас ведет к жалобам на профанацию реформы. Подобные жалобы, по словам Галины Меркуловой и Николая Булаева, уже поступали как в профсоюзные организации, так и на более высокий уровень. С каждым конкретным случаем, когда поступает информация о сбоях с повышением учительских зарплат, необходимо разбираться отдельно: то ли речь действительно идет о заблуждении педагогов, то ли о недобросовестности местных чиновников.В целом, по мнению участников «круглого стола», крайне важны создание на уровне школы понятной и объективной системы распределения фонда оплаты труда, привлечение к оценке работы учителей родительского и попечительского советов, профсоюзных организаций, а также доведение информации о формировании заработной платы до каждого учителя.Галина Меркулова подчеркнула, что повышение зарплат – не единственное решение, которого добивается Общероссийский профсоюз образования. В системе оплаты труда преподавателей есть и другие существенные пробелы.- У нас сегодня нет единых, утвержденных на федеральном уровне стандартов труда учителя, то есть тех базовых ставок и окладов, которые определяли бы его начальную стоимость. В первую очередь необходимы именно они. А все, что касается показателей эффективности, стимулирующих выплат, – это уже следующие шаги. Именно поэтому мы продолжаем настаивать на установлении правительством базовых ставок и окладов как оценки первичной стоимости учительского труда, – отметила председатель профсоюза.P.S. Минобрнауки России с середины октября планирует начать анализ заработных плат учителей, предполагая сбор данных с уровня каждого конкретного образовательного учреждения. Система позволит в режиме реального времени отслеживать изменение уровня зарплаты в образовательных учреждениях и оперативно реагировать в случаях конфликтных ситуаций. В качестве платформы для создания такой системы будет выбрана интернет-платформа анализа результатов реализации инициативы «Наша новая школа» – www.kpmo.ru.Информация к сведениюПравительство России объявило о выделении 120 миллиардов рублей на модернизацию школьного образования, которая будет проводиться в 2011-2013 годах. Федеральные субсидии предназначены на развитие школьной инфраструктуры, приобретение лабораторного оборудования и автобусов для перевозки учеников в сельской местности, пополнение фондов школьных библиотек, меры по энергосбережению, повышение квалификации учителей и организацию дистанционного обучения школьников. Именно эти средства позволят субъектам РФ перераспределить свои траты и освободившиеся деньги направить на повышение зарплаты учителей. При этом региональные власти могут выбрать один из трех вариантов: первый – увеличить стимулирующую часть фонда оплаты труда (в случае, если до настоящего времени процентное соотношение стимулирующей части к базовой было невелико), второй – повысить размер базовой части ФОТ, третий – повысить и базовую, и стимулирующую часть.По расчетам Минэкономразвития, средняя зарплата учителей по стране в течение этого года должна увеличиться до 23,4 тысячи рублей, в следующем году – до 26,5 тысячи, достигнув, таким образом, уровня средней по экономике каждого конкретного региона.
Комментарии