Заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Викторовна КУПРИЯНОВА курирует вопросы общего образования, а также занимается проблемами экономики отрасли, оплаты труда, развития социального партнерства и разработкой предложений по совершенствованию стратегии деятельности профсоюза.
Конечно, по-прежнему главным вопросом для нас является совершенствование оплаты труда, повышение ее размера. В этом плане минувший год был знаковым. В течение года мы работали с профсоюзами, входящими в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы, и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами над различными вариантами новых систем оплаты труда.
К сожалению, нормативные акты, которые легли в основу НСОТ для федеральных бюджетных учреждений, во многом отличаются от того, что мы предлагали в свое время и на чем настаивали. Нам пока не удалось отстоять формирование новой системы оплаты труда на основе четких гарантий, закрепленных в виде конкретных базовых окладов по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням в каждой из них. Правительство на этапе введения НСОТ по ведомственному принципу, а не по отраслевому, отказалось от установления базовых окладов. Зато Министерство здравоохранения и социального развития России поддержало нашу идею и практически установило минимальные должностные оклады по всем занимаемым должностям из числа профессорско-преподавательского состава подведомственных ему вузов. В то же время Министерство образования и науки не согласилось включить в примерное положение об оплате труда минимальные оклады по ПКГ в сфере образования, ссылаясь на разный уровень бюджетного финансирования в учреждениях, подведомственных Рособразованию, и необходимость расширять самостоятельность образовательных учреждений в установлении уровней оплаты труда работников в зависимости от качества и результативности их труда.
Тем не менее мы надеемся и, тому уже есть отдельные подтверждения, что вузы, подведомственные Рособразованию, достаточно активно использовали при формировании своих систем оплаты труда рекомендации Минздравсоцразвития по установлению окладов в медицинских вузах.
Мы намерены настаивать на проведении регулярного мониторинга хода и результатов внедрения НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях начиная с января 2009 года, когда будет введен новый МРОТ. И тогда станет понятнее, насколько удалось обеспечить реализацию тех принципов, которые были заложены 583-м постановлением правительства. То есть, насколько удалось обеспечить необходимую дифференциацию в оплате труда в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности, ответственности работы при условии повышения МРОТ и насколько удалось при введении нового МРОТ обеспечить повышение зарплаты работников в целом и по отдельным категориям. Первоначально заложенные бюджетные ассигнования на увеличение оплаты труда, эти 30%, как уже становится очевидно, недостаточны для того, чтобы решить все перечисленные задачи и повысить престижность работы преподавателей, создать дополнительные стимулы для повышения качества и результативности работы.
Уверены, что итоги добротного и репрезентативного мониторинга могут послужить убедительной доказательной базой для того, чтобы правительство внесло необходимые изменения в нормативную базу и предприняло меры по увеличению финансирования расходов на оплату труда.
В условиях раскручивающейся инфляции будем добиваться в 2009 году принятия решений на всех уровнях власти по повышению реального содержания заработной платы работников образования.
Важно, чтобы правительство все же не отказалось от предоставленного ему Трудовым кодексом РФ права установления базовых окладов и ставок по профессиональным квалификационным группам. По крайней мере профсоюзы, входящие в ассоциацию, еще в июле 2008 года заявили о том, что будут настаивать на подготовке Министерством здравоохранения и социального развития предложений по установлению базовых окладов и ставок уже по результатам введения НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях в 2009 году. Профсоюзная сторона РТК поддержала наше предложение.
По нашему мнению, установление минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда в бюджетной сфере – важнейшая задача, поскольку чем больше уделяется внимания, например, формированию государственных образовательных стандартов, тем больше оснований для установления стандартов в оплате труда. Зарплата работников, выполняющих равные обязанности, определенные государственными образовательными стандартами, не должна различаться по регионам в разы, несмотря на разный уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Уверены, что достойный базовый оклад учителя, преподавателя, устанавливаемый за качественное выполнение должностных обязанностей, должен стать основной частью их заработной платы. Тогда мы сможем обеспечить приток молодых кадров в образование и удержать квалифицированных педагогов.
Мы внимательно изучаем, как вводится и реализуется новая система оплаты труда в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Специалисты ЦК профсоюза готовят заключения по используемым в регионах методикам формирования НСОТ, разрабатывают предложения по их совершенствованию.
Все это нужно для того, чтобы понять, какие системы оплаты труда наиболее эффективны и насколько они способствуют повышению уровня оплаты труда, а с другой стороны – оценить, являются ли они реальным стимулом для более качественной работы педагогов.
Сейчас мы вместе с Минобрнауки собираем информацию из регионов о динамике заработной платы за последние три года по различным категориям работников по всем типам и видам учреждений. Анализ этой информации позволит подготовить полезные рекомендации для регионов по совершенствованию методик формирования систем оплаты труда. Надеюсь, что эту работу мы будем проводить регулярно с министерством и в дальнейшем.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ Российская трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации на 2009 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. В этих рекомендациях государственным учреждениям субъектов РФ и муниципальным учреждениям предложено при формировании новых систем оплаты труда использовать порядок, предусмотренный для федеральных государственных учреждений. Понятно, что это предполагает применение профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития, и соответствующих квалификационных уровней в каждой из этих групп, что может быть использовано для установления обоснованного и оптимального соотношения минимальных уровней оплаты труда работников в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Безусловно, запомнятся состоявшиеся в 2008 году выезды группы специалистов Центрального комитета профсоюза и членов Президиума ЦК в Пермский край с целью изучения практики работы территориальной организации по развитию социального партнерства, а также в Самарскую область – для изучения практики работы по повышению мотивации членства в профсоюзе.
Ознакомление с опытом этих территориальных организаций наглядно показало заинтересованность и конкретные действия по повышению эффективности их деятельности. Это выражается в постоянном совершенствовании социального партнерства в целях усиления защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования, в поиске инновационных форм работы, направленных на повышение мотивации членства в профсоюзе. Я имею в виду формирование кредитных союзов, принятие мер по дополнительному пенсионному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию, обеспечению членов профсоюза дисконтными картами, позволяющими пользоваться скидками при оплате лекарств, бытовых услуг, а также по увеличению возможностей санаторно-курортного лечения работников, решению их жилищных проблем через заключение соглашений с администрациями регионов. Это и совершенствование информационной работы в профсоюзе – создание сайтов, выпуск газет и журналов профсоюзной тематики в регионах и даже в отдельных профсоюзных организациях образовательных учреждений, работа профсоюзных кружков. Все перечисленное способствует и вовлечению новых членов в профсоюз. Радует, что растет число учреждений, где формируют электронный реестр членов профсоюза, что значительно повышает уровень информированности профсоюзных организаций о проблемах конкретных людей и позволяет лучше учитывать их индивидуальные запросы и потребности.
Наступивший год – год отчетов и выборов в профсоюзе. Я хочу пожелать всем членам профсоюза, профсоюзным работникам, чтобы этот год был насыщен интересной и эффективной деятельностью, позволил каждому реализовать намеченное.
Надеюсь, этот год позволит каждому из нас лучше осознать, что единому, сплоченному, постоянно развивающемуся профессиональному союзу по плечу решение важнейшей задачи – сделать профессию учителя, преподавателя престижной.
Комментарии