search
main
0

Зарплата под контролем. Региональные соглашения подписаны в 56 субъектах РФ. И это не предел!

Одно из основных направлений деятельности Профсоюза работников образования и науки после III съезда – развитие социального партнерства как элемента демократического, социального государства. Система социального партнерства была создана для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, повышения социального статуса работников образования. Анализ работы, проделанной с 1999 по 2002 годы, показывает, что пока проблем больше, чем достижений, но сегодня практически все регионы охвачены колдоговорами и соглашениями, и главное – эти документы приносят реальную пользу педагогам.

Система работает, протестует, отчитывается

Система партнерских отношений в сфере образования начала развиваться только в 90-е годы, поскольку в советское время считалось нецелесообразным распространять коллективные договоры и соглашения на бюджетную сферу.

Становление системы социального партнерства в отрасли проходило в сложных социально-экономических условиях: спад производства, постоянный рост потребительских цен и тарифов на электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, транспорт, отсутствие целенаправленной кадровой политики в отрасли, явно заниженная оценка труда учителей, преподавателей по сравнению с другими секторами экономики, старение педагогических и преподавательских кадров, невостребованность выпускников образовательных учреждений, попытки приватизации вузов, необходимость реализовывать на практике бесконечные программы реформирования образования, многочисленные нарушения трудовых прав работников.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась и развивается система по заключению соглашений на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном уровнях и коллективных договоров в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Начиная с 1997 года в ЦК профсоюза зарегистрировано 159 региональных соглашений и 239 коллективных договоров вузов.

В 1999 году, по данным ЦК профсоюза, действовало 53 региональных соглашения (заключены в 70 процентах республиканских, краевых, областных территориальных организаций профсоюза), а в 2002 году – уже 65 (охвачено 83% организаций). За последние четыре года возросло количество коллективных договоров в образовательных учреждениях, с 59% в 1999 году до 78% в 2002 году, а также территориальных соглашений, с 73% до 86%.

В последние годы именно благодаря региональным, территориальным соглашениям и коллективным договорам работники образования получают повышенную по сравнению с установленной на федеральном уровне, зарплату. В основном за счет надтарифного фонда, в том числе – внебюджетных средств, что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений. В 2001-2002 годах в 55 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различных доплат и надбавок, в том числе молодым учителям.

Хроника работы ЦК профсоюза

в сфере социального партнерства

после III съезда

2000 год:

– на совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума ЦК профсоюза заключено Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001-2003 годы;

– принято постановление президиума ЦК профсоюза «О задачах профсоюзных организаций учреждений профессионального образования по защите социально-экономических интересов преподавателей, ученых, сотрудников, студентов», в котором перечислены проблемы и определены пути развития системы профессионального образования, отмечен положительный опыт профкомов вузов, НИИ, учреждений начального и среднего профобразования, а также опыт территориальных организаций профсоюза (Республика Башкирия, Томская, Нижегородская, Ростовская, Свердловская и др. области, г.г. Москва и Санкт-Петербург);

– в рамках выездного заседания президиума ЦК профсоюза в г. Краснодаре рассмотрен опыт работы Краснодарской краевой организации профсоюза по защите трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов членов профсоюза. В крае сложилась действенная и конструктивная система социального партнерства между всеми ветвями власти края и краевой организацией профсоюза;

2001 год:

– проведена Всероссийская акция протеста работников образования и студентов в защиту государственной системы образования с требованием дальнейшей разработки мер по реформированию образования. В результате принято решение Правительства РФ о повышении ставок заработной платы работникам образования с декабря 2001 года в 1,89 раза и подписан Указ Президента Российской Федерации от 28.12.01 № 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования»;

– по инициативе Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации проведена Всероссийская конференция молодых учителей и воспитателей образовательных учреждений. По ее итогам были приняты обращение к Президенту РФ и решение, в которых предлагалось ускорить разработку федеральной целевой программы «Педагогические кадры России», куда будут включены меры по привлечению выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования на педагогическую работу в образовательные учреждения, повышению социального статуса молодого специалиста в сфере образования, развитию рынка педагогического труда с учетом демографической и социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации, совершенствованию статистики кадрового обеспечения образовательных учреждений всех типов.

2002 год:

– проведен пленум ЦК профсоюза «О повышении роли организаций профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли». Проанализировано состояние на сегодняшний день, определены цели и задачи дальнейшего развития социального партнерства в сфере образования в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В частности, принято решение: обязать территориальные организации профсоюза позаботиться о том, чтобы каждое образовательное учреждение, имеющее профсоюзную организацию, заключило в 2002 году коллективный договор;

– приняты постановления президиума ЦК профсоюза «О статистической отчетности по колдоговорной кампании» (утверждены новые формы отчетности ТДКО-1, ТДКО-2), «О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге», «О работе Белгородского областного комитета Профсоюза по повышению уровня трудовых прав, льгот и социальных гарантий работников учреждений общего и профессионального образования»;

– совместно с Минобразованием России проведено Всероссийское совещание председателей территориальных комитетов профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации на тему «Вопросы образовательной политики в области социального партнерства и преобразования экономических отношений в отрасли».

Для оказания методической помощи территориальным комитетам профсоюза регулярно выпускаются сборники материалов о социальном партнерстве, подготовлен макет коллективного договора. Вопросы социального партнерства освещаются в средствах массовой информации, в том числе в газете «Мой профсоюз» и на профсоюзном сайте в Интернете, рассматриваются на семинарах профсоюзных юристов, заместителей председателей территориальных комитетов профсоюза.

Есть законы, нет ответственности

Почему ЦК профсоюза уделяет такое внимание проблеме развития социального партнерства?

Во-первых, создана правовая база этого института. Роль социального партнерства существенно возросла в Трудовом кодексе РФ, введенном в действие 1 февраля 2002 года. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству. В нем дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени обеспечивают эффективную деятельности организаций и создают систему гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ содержится ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Кроме того, 27 ноября 2002 года принят Федеральный закон «Об объединениях работодателей», который определил правовое положение объединений работодателей (некоммерческая организация, основанная на членстве работодателей юридических и (или) физических лиц), виды объединений работодателей (общероссийское объединение, общероссийское отраслевое, региональное отраслевое, территориальное отраслевое), порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Правовая база в области социального партнерства подразумевает непременное достижение согласия между партнерами в лице государства, работодателя и профсоюза. Следующий момент явно не доработан: то, чего не сумели добиться стороны, выносится в протоколы разногласий с неясными перспективами. Таким образом, государство и работодатель практически снимают с себя реальную ответственность.

Во-вторых, федеральные органы власти все чаще передают полномочия по обеспечению социально-трудовыми гарантиями и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный. Это касается, например, установления размеров ставок и окладов, надбавок и доплат работникам образования, предоставления коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, определения порядка проведения аттестации педагогических кадров. В таких условиях необходимо активизировать работу территориальных организаций профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях, а в наиболее сложных ситуациях использовать такие формы борьбы, как митинги, шествия, пикеты, забастовки.

ОТС: договор дороже денег

Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) на 2001-2003 годы, заключенное между Министерством образования Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, определяет взаимные обязательства и позиции сторон по вопросам оплаты труда и стипендиального обеспечения, рабочего времени и времени отдыха, занятости, охраны труда, социальных гарантий, льгот и компенсаций работающих и студентов и др.

ОТС позволяет вырабатывать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых отношений в области образования на федеральном, региональном уровнях и в образовательных учреждениях. Проблемы улаживаются в ходе переговоров, при этом учитываются интересы сторон.

Совместно с Министерством образования Российской Федерации были разработаны и утверждены:

• Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,

• Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации,

• Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года,

• примерная форма трудового договора с руководителем (директором) общеобразовательного учреждения (приказ Минобразования РФ от 30.08.2002 № 3190),

• совместные письма по вопросам аттестации, охране труда, о примерной форме коллективного договора и др.

Но до сих пор не разработана отраслевая программа содействия занятости работников образования, не проанализирован кадровый потенциал образовательных учреждений, что позволило бы прогнозировать динамику рынка труда на этапе модернизации образования, нет нормативно-правового обеспечения порядка аттестации педагогических и руководящих работников, не подготовлены примерные правила внутреннего трудового распорядка для разных типов образовательных учреждений, не обобщен региональный опыт по заключению коллективных договоров и территориальных соглашений. Хотя решение этих вопросов предусмотрено в ОТС.

Кроме того, в будущем необходимо совместно с Минобразованием России изучить и обобщить опыт работы органов управления образованием субъектов РФ и территориальных организаций профсоюза в области социального партнерства – внести дополнение в Положение о Министерстве образования РФ о полномочности представителей сторон для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевого тарифного соглашения, при разработке нового ОТС предусмотреть обязательства сторон по подготовке федеральной целевой программы «Педагогические кадры России».

Терком без юриста, факса и соглашения

Сейчас в России работает 56 региональных соглашений. Главная их задача – выполнение ОТС, решение конкретных социально-экономических проблем работников отрасли и обучающихся в данном регионе.

Профсоюзные организации стремятся в первую очередь к тому, чтобы другие стороны выполняли обязательства, связанные с оплатой труда педагогов. Поэтому главный пункт в действующих региональных соглашениях – выплата заработной платы в установленные сроки и в полном объеме, условия премирования, установление компенсационных выплат, стимулирующих доплат и надбавок к заработной плате.

Другие вопросы, которые включаются в соглашения: положения об обеспечении занятости работников образования, предусматривающие реализацию гарантий работников при приеме на работу и увольнении, о контроле за перепрофилированием высвобождаемых зданий и сооружений образовательных учреждений, о контроле за процессом высвобождения работников (в том числе массового высвобождения) при взаимодействии с центрами занятости населения, о мерах по созданию условий переподготовки и переквалификации педагогических кадров, высвобождающихся в порядке сокращения, по оказанию помощи в их трудоустройстве.

Количество территориальных соглашений на муниципальном уровне и колдоговоров в образовательных учреждениях растет. В 2001 году профсоюзная статистика зафиксировала – 26 субъектов РФ могут похвастаться стопроцентным охватом муниципальных образований территориальными соглашениями, а в 2002 году такой рекорд отмечен в 35 регионах.

Однако интенсивность заключения коллективных договоров в образовательных учреждениях и территориальных соглашений в регионах различная (см. Приложение).

В целом по Российской Федерации в 2002 году 143 тысячи работающих членов профсоюза не были охвачены коллективными договорами. Это 4% от общего количества работающих членов профсоюза. В то же время в силу требований действующего законодательства в области социального партнерства наряду с 3,7 млн. работающих членов профсоюза колдоговоры защищают 0,6 млн. работников образования, не являющихся членами профсоюза.

Анализируя, почему в некоторых регионах территориальные соглашения и коллективные договора заключаются «со скрипом», мы пришли к выводу, что существует несколько причин. Во-первых, идеологического характера – не все теркомы и профкомы профсоюза адекватно оценивают роль этих документов как надежного и эффективного инструмента обеспечения защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Далее, многие председатели районных, городских организаций профсоюза являются по своей основной работе муниципальными служащими и это снижает уровень независимости и заинтересованности профсоюзной стороны при ведении коллективных переговоров. Наконец, они плохо информированы о деятельности профсоюза, целях и задачах социального партнерства, современных тенденциях в социально-экономической политике Правительства России, социальной сфере и в образовании. Во-вторых, организационные – большинство председателей профкомов и теркомов (районных, городских) – неосвобожденные работники, многие из них пенсионеры, при этом на каждого из них в среднем приходится от 1500 до 2000 работающих членов профсоюза, в большинстве случаев они не обеспечены современными средствами коммуникаций и распространения информации, отличаются низким уровнем правовых и экономических знаний. Плохо ведется аналитическая работа по развитию социального партнерства. Во многих аппаратах теркомов профсоюза нет юристов, технических инспекторов, экономистов, специалистов по информационной работе. Существенно влияет на статистику заключения соглашений о социальном партнерстве и малочисленность образовательных учреждений, их недостаточное финансирование, а также то, что образовательные учреждения, формально являясь работодателями, на практике не могут реально выполнять принимаемые на себя обязательства.

К сожалению, невозможно сделать максимально полную объективную оценку состояния и наметить перспективы развития социального партнерства в регионах из-за того, что часть территориальных организаций своевременно не направляет действующие региональные соглашения на регистрацию в ЦК профсоюза, запаздывает с отчетами формы ТДК-2, ТДКО-1,2 или вовсе их не предоставляет. Так, в текущем году отчеты ТДКО 1,2 были присланы вовремя только из 30 территорий (38%). Кроме того, по большинству отчетов потребовалась многодневная работа по уточнению данных из-за некачественного составления материалов.

Не надейся на государство

Развитие социального партнерства в сфере образования сдерживает немало объективных факторов. В их числе уже названные: большинство председателей районных и городских профсоюзных организаций – неосвобожденные работники, профкомы и теркомы плохо обеспечены элементарными средствами связи, обладают неполной информацией, плохо владеют правовыми и экономическими знаниями. Кроме того, есть другие серьезные препятствия:

• медленное становление представительных органов работодателей в отрасли;

• нерешенные проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;

• низкий уровень и нестабильность финансового обеспечения обязательств в коллективных договорах и соглашениях всех уровней;

• отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли и к выбору экономических механизмов ее реализации;

• неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда.

Однако многое зависит и от аппаратов территориальных организаций профсоюза. Часто на местах не обеспечена преемственность в содержании обязательств, принятых в коллективных договорах, районных, городских и региональных соглашениях, плохо организован контроль за реализацией соглашений всех уровней и коллективных договоров и аналитическая работа по выполнению соглашений и коллективных договоров, не отслеживаются своевременность, порядок организации и продолжительность переговорных процессов при заключении коллективных договоров и соглашений.

Для того чтобы улучшить качество работы, теркомам следует больше внимания уделять конкретизации положений коллективных договоров и соглашений, избавлять обязательства сторон от декларативности и формализма, контролировать условия труда педагогических работников в ходе проводимых в регионах экспериментов по ЕГЭ, по изменению содержания и структуры общего образования, реструктуризации сельской школы, организовать мониторинг занятости и трудоустройства работников образования, разъяснять цели и задачи социального партнерства в учреждениях отрасли и др.

Учитывая, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ и обновленным вариантом проекта правительственной Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) государство берет на себя все меньше обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, в том числе и бюджетной сферы, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов работодателю и работникам, а также объективно оценивая проблемы, связанные с развитием социального партнерства, необходимо кардинальным образом пересмотреть отношение к заключению коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений. Ведь социальное партнерство не только защищает трудовые права, социально-экономические и профессиональные интересы работников и студентов, но является средством улучшения качества образования, его социальной и экономической эффективности.

Татьяна АЛЕШИНА, зам. заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата ЦК профсоюза;

Михаил АВДЕЕНКО, зам. заведующего правовым отделом аппарата ЦК профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте