search
main
0

Запускаем воздушного змея. Награда – медовый корж с дырой

В старину меткий глаз и твердая рука стрелка обеспечивали ему верный успех на охоте, а значит, и сытую жизнь его соплеменников. Ловкость и меткость охотники вырабатывали во время многочисленных и упорных тренировок, которые часто и для самих участников, и для зрителей представляли собой увлекательные игры. С взрослых брали пример ребятишки – будущие воины и добытчики. И в те далекие времена, и позже их забавы нередко были связаны с поражением мишеней, с состязаниями в меткости.

Меткий глаз

Ристалищем когда-то называли площадь для гимнастических, конских и других состязаний, а также само состязание. В прошлом веке среди мальчишек пользовалась популярностью игра «Ристание». Кольцо или деревянный кружок с пятью дырочками вешали на веревку, натянутую между двумя столбами. Играющий брал короткую круглую палку, которая свободно входила в дырочки, и, разбежавшись, на бегу вдевал палку в одну из дырочек, срывая кружок. По правилам требовалось попасть прежде в верхнюю дырочку слева, потом справа, после в нижнюю дырочку слева, потом справа и наконец в среднюю. «Свайкой» мальчишки называли железный гвоздь с набалдашником. Бросив на землю железное кольцо, игроки били свайкой в землю, стараясь попасть в кольцо. Кто проигрывал, тому задавали «редьку» – выигравшие вбивали свайку от двух до пяти раз в рыхлую землю, как можно глубже, а проигравший должен был вытаскивать ее и подавать игрокам. А вот еще одно состязание, в меткости. Называлось оно «Звени, колокольчик!». К низкой ветке или перекладине прикрепляли веревку, к которой привязывали деревянное кольцо с колокольчиком. Игроки бросали стрелы. Их изготавливали из палочек, одни концы которых были облиты оловом, а другие распилены накрест и оснащены перьями или двумя треугольниками из толстой бумаги, сложенной пополам. Попавшие в колокольчик становились «королями», те, чьи стрелы угодили в кольцо, но не задели колокольчика, – «боярами», кто пускал стрелу через ворота – «мещанами», а кто и туда не попадал – «холопами». «Королям» подавали стрелы «мещане», «боярам» – «холопы».

В зависимости от природных условий, рода занятий местных жителей и их обычаев ребятишки в различных регионах по-своему упражнялись в меткости. Сибиряки, например, во время игры в «бабки» старались поразить их стрелами, степняки-скотоводы приучали детей ловко и метко бросать арканы. А вот в Карпатах любимым развлечением взрослых и подростков было метание топорика. К дереву на поляне прибивалась дощечка с изображением «генерала» – фигуры военного. С 15-20 метров мужчины старались поразить «генерала» в голову. Дети использовали для этой игры деревянные топорики.

Ловкость рук

Пускание воздушного змея – старая забава ребят всех возрастов. Наблюдать за парящими в высоких воздушных потоках змеями любят и взрослые. Иные из них на радость детям и сами запускают простенькие летательные аппараты из бумаги, лозинок и разноцветных лент. Кстати, древние греки вместо бумаги, которая еще не была изобретена, для воздушных змеев использовали рыбий или бычий пузырь. На островах Тихого океана рыбаки запускают воздушных змеев, с которых свисают нити с наживками на конце. Они скользят над поверхностью воды, приманивая рыбу. Современным умельцам ничего не стоит изготовить змея из подручных средств. Без труда и проворства человека-рыбаря крылато-хвостатое бумажное чудище, конечно, не подцепит даже маленькую рыбешку из мелкого пруда, но позабавить и потешить способно многих.

Для сборки змея нужно отобрать шесть полосок картона и разложить по парам (желательно разных цветов). Затем полоски первой пары необходимо наложить поверх второй так, чтобы получился квадрат размером 200 мм на 200 мм. Третья пара размещается по диагоналям квадрата. Места пересечения полосок проклеиваются. На этот каркас наклеивается лист цветной бумаги.

Уздечка делается из двух нитей. Верхняя ее часть в виде петли должна точно укладываться по верхним частям диагоналей (300 мм), а нижняя (100 мм) – от центра змея до середины верхней полоски каркаса. К нижним выступающим концам полосок каркаса наклеивается хвост из цветной бумаги размером 600 мм на 50 мм в виде петли, к середине которой приклеивается полоска размером 1600 мм на 50 мм.

Для запуска змея необходима тонкая и прочная нитка или леска. Если скорость ветра невелика, то помощник относит змея по ветру метров на двадцать, поднимает его как можно выше, натягивает нитку и по команде запускающего толчком подбрасывает вверх. Запускающий быстро бежит против ветра, постепенно распуская нитку. Если же скорость ветра большая, то надо стать спиной к ветру, поднять змея над головой, левой рукой уздечкой к себе, а правой придерживать нитку, отмотав от нее три-четыре метра. Затем змея слегка подкидывают. Если он теряет высоту, то нитку немного тянут к себе или отбегают против ветра. При сильных порывах змей ложится набок или «клюет» вниз. В этом случае быстро отпускают несколько метров нитки, чтобы змей мог подняться и набрать необходимую высоту.

Забавы с яйцами

Любимыми развлечениями детей в старину были самые различные игры с яйцами. «Дорого яичко к светлому дню», – утверждали старики. И во время пасхальных празднеств, и в остальные дни детвора всех возрастов проявляла необыкновенную изобретательность, придумывая все новые и новые забавы с «яйцами-райцами».

«Битки». Играющие стукаются носиками яиц. Чье яйцо разбивается, тот считается проигравшим и отдает свое яйцо. «Крепак» («моцак») – очень крепкое яйцо, о которое разбиваются другие яйца. «Мармулком» в некоторых местностях называли яйцо, сделанное из дерева, которое хитрецы выдавали за настоящее; «запека» («запусканка») – через дырочку из яйца выливали содержимое, внутрь просовывали трубочки воска, который в яйце, положенном в горячий пепел, расплавлялся, скрепляя скорлупу.

В «трапка». Играющего отводят далеко от яйца, и он, закрывшись шапкой, старается подойти к нему.

В «блудька». Один из играющих кладет яйцо на землю и отмеряет пять шагов, другому завязывают глаза, три раза прокручивают вокруг себя и заставляют сделать пять шагов. Потом развязывают глаза, и игрок пытается дотянуться до яйца рукой.

«Котючки». Яйца катают с бугорков или по специальным лоткам, стараясь разбить чужое яйцо.

В «кидка». Два яйца кладутся так, чтобы между ними не могло пройти третье. Играющий бросает между яйцами свое яйцо, стремясь попасть и разбить сразу два яйца.

«Ванька-встанька». В яйце прокалывают отверстие и выпускают содержимое. В дырочку просовывают несколько дробинок и осторожно наполняют яйцо крупинками воска. Яйцо согревают, и воск приклеивает дробинки, которые все время держат яйцо стоймя.

«Яйцо-колыбелька». Скорлупу оклеивают шелковой лентой, бортик украшают воланом. После этого приклеивают ручку из проволоки.

«Вращающаяся скорлупа». Смочить водой осколок скорлупы, положить его на край тарелки и осторожно качать ее. Скорлупа будет вращаться вокруг себя и по краю тарелки. Можно на дно скорлупы приклеить кусочек коры и сделать разрез, в который вставить ножки бумажной куколки.

«Бумажное яйцо». Вырезать две половинки из белой бумаги. Наложить их одна на другую, поместив между ними кружок из желтой бумаги, на котором пишется поздравление. «Белок» склеивается по краю, середина остается незаклеенной, чтобы можно было вынуть «желток». «Скорлупу» (серебряную или цветную) наложить с обеих сторон и склеить по краям, чтобы легко вытягивался «белок».

Калита

Так когда-то называли торбу с деньгами. Не каждый мог ее иметь. Зато в селах находилось немало искусниц, которые могли испечь «калиту» – большой медовый корж с дырой (кстати, в Карелии «хлебом с дыркой» назывались лепешки с отверстием посредине, которые после выпечки и промораживания нанизывали на жердь около печи). Во время «вечерниц» (вечерних молодежных гуляний) этот корж подвешивали к сволоку хаты. Парни и девчата подпрыгивали, стараясь достать его губами.

У детворы свои забавы с «калитой». Корж привязывали к длинной палке, и дети выбирали между собой «сторожа». Тот высоко держал палку с коржом, и между ним и тем, кто подходил, происходил такой диалог. «Чего пришел?» – «Калиту кусать». – «А я буду по губам писать». – «А я укушу». – «А я попишу». Если игроку удавалось без помощи рук откусить кусочек медового коржа и не засмеяться, то он получал приз. Если же правила были нарушены, «сторож» под общий хохот присутствующих мазал неудачника квачом, который окунал в воду.

В Белоруссии подобная украинской «Калите» существовала забава «Кота печь». Из теста лепили кота – голову и туловище. Уши и ноги приделывались из сала, хвост – из колбасы. Кота подвешивали к потолку. Игрок на ухвате подскакивал к коту, чтобы зубами отхватить кусок: «Еду с кута на кота, цап за кота!» Присутствующие старались рассмешить товарища. Если это им удавалось, вымазывали лицо сажей и не допускали к коту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте