Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Записки старого ворчуна

Учительская газета, №47 от 18 ноября 2003. Читать номер
Автор:

Задача педагога – дать всем выпускникам школы необходимые ориентиры, научить их отличать достоверную информацию от газетной сенсации. По этому принципу работает Наталия ФЕДОРКОВА, учитель биологии средней школы № 6 города Вологды. Наталия Владимировна хочет, чтобы для ее учеников не были «темным лесом» вопросы генетики.

При знакомстве с ней школьнику открываются основополагающие законы существования природы. Изучая структуру хромосом, химическую организацию гена, ученики постепенно проникаются мыслью об уникальности каждого живого существа, им становится понятна необходимость «этики благоговения перед жизнью». Наталия Владимировна с увлечением занимается подготовкой и проведением КВНов, тематических вечеров, конкурсов эрудитов.

Помните вот это: «Какой будет школа в XXI веке?» Тема сочинений, КВН, конференций, монологов больших начальников (телевизионный экран, стол, черный костюм и очки) и начальников поменьше. И вот теперь долгожданная школа будущего – каждодневная реальность. События последнего десятилетия в российском образовании больше всего напоминают весеннее половодье. Спокойная, прямая река советского урока, на всех тысячах квадратных километров проводившегося по схеме: опрос – объяснение – закрепление, дала вдруг немыслимое количество рукавов, ручейков и заводей.

Тут же сработало советско-педагогическое неприятие хаоса мыслей и идей. Срочно требуется название, и оно найдено – «педагогические технологии», искаженный перевод с английского educational technology.

Где же глобальная идея, спросите вы? Она не заставила себя долго ждать. «В современном непрерывно изменяющемся мире каждому ребенку недостаточно приобретения знаний, умений и навыков, он должен стать личностью». Итак, даешь гуманизацию образования! Ура!

А когда теоретики педагогики остановились перевести дух и окинуть гордым взглядом творение рук своих, пыла несколько поубавилось. Что же получается? С одной стороны, провозглашаем развитие личности, с другой – проповедуем технологизацию обучения, в которой, понятное дело, личности отводится незначительная роль одного из винтиков в сложнейшей машине процесса обучения. Вот уж действительно благими намерениями…

И еще одна неувязочка, господа теоретики. Кто же, по-вашему, должен эту личность развивать и совершенствовать, кто должен выявлять и оттачивать грани, неизвестные даже ей самой? Конечно, учитель. То есть мы принимаем априори, что любой педагог из села Артющенко Темрюкского района Краснодарского края или, скажем, из школы № 7 города Томска является не только специалистом в своей области, но и прекрасным психологом, актером, организатором, человеком с огромным опытом и незаурядным интеллектом. Обратите внимание – это требования к простому смертному.

Предвижу возражения – изменились время, требования к образованию. Но достаточно ли изменились люди? Сможет ли каждый учитель, примерив на себя, как новое платье, очередную супертехнологию или дидактическую теорию, считать ее своей? Да и нужно ли это делать? В чужом обычно либо тесно, либо слишком просторно. Не логичнее ли идти от собственных мыслей, опыта и ошибок, избегая бесконечных деформаций в надежде «соответствовать»?

Вспомните, ведь был же на земле великий Учитель, никогда не задававшийся вопросом «как учить?», делавший это также естественно, как жил и говорил, имевший всего двенадцать учеников, но выполнивший свой земное предназначение сполна.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту