Одной из самых популярных секций на 10-ой международной научно-практической конференции “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, прошедшей в середине декабря, была связана с медийно-информационной грамотностью дошкольников. Эксперты обсуждали, как можно повысить эффективность образовательного процесса. Одним из способов это сделать является работа с ольфакторным явлением. Проще говоря, с ароматами.
В ходе своего выступления заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ и руководитель Ассоциации специалистов медиаобразования Ирина Жилавская представила результаты интересного исследования.
Для верной трактовки его итогов необходимо понимать, что такое “медиаобразование” и “медиа”. В первую очередь, отметила Ирина Жилавская, медиа, хоть и предстает в умах многих чем-то техническим и цифровым, может представлять собой всё, что нас окружает. Медиа присутствуют абсолютно во всех сферах нашей жизни в контексте посредника, средства коммуникации.
Поэтому медиа – это, например, архитектура и живопись, национальная кухня и географический ландшафт. Музыка является колоссальным представителем медиа. Ведь не зря говорят, что через неё с миром говорит Бог. Главное обладать ключами, кодами, с помощью которых это послание можно расшифровать.
Определение, сформулированное командой исследователей, звучит следующим образом. Медиа – это открытое множество – потому что медиа рождаются и исчезают – средств искусственной и естественной, вербальной и невербальной, массовой и немассовой, коммуникации. Они возникают в процессе коммуникации и влияют на восприятие информации.
Таким образом, медиаобразование – это дисциплина о средствах коммуникации и взаимодействиях друг с другом, а не только про журналистику и СМИ.
Эксперимент, результаты которого представила Ирина Жилавская, был проведен вместе с магистрантами программы “Медиаобразование в библиотечной сфере” в одном из дошкольных учреждений столицы.
– Мы поработали с ольфакторным явлением, с ароматами. С обонянием как средством передачи информации. Кому-то это может показаться экзотичным. На самом деле, запах – это недооцененный способ передачи информации. Он является носителем тех смыслов и образов, которые с помощью вербальной техники мы передать не можем, – поделилась заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования МПГУ.
Она также отметила, что запахи дети ощущают практически с рождения – через несколько дней после появления на свет они уже определяют свою маму по запаху. Таким образом, между матерью и ребенком возникает ольфакторное запечатление. Зрительные и слуховые образы, например, вырабатываются позднее. К трем годам дети уже различают свой собственный запах, а также запахи родных и друзей.
Обоняние – это сверхчувствительная лаборатория, в которой запах служит фактором регулирования социального поведения. Например, приятные ароматы могут вызывать аппетит, успокаивать нервную систему, влиять на цветоощущение и воскрешать в памяти приятные моменты прошлого. Всё это способствует повышению настроения человека. Неприятные запахи, в свою очередь, могут раздражать и негативно воздействовать на эмоциональный фон.
Рабочая гипотеза эксперимента, проведенного командой исследователей, предполагала, что аромат как средство коммуникации благотворно влияет на память, воображение и эмоциональный фон ребенка.
Для её доказательства или опровержения детей разделили на две группы и предложили прочесть книги. Одна из них была выполнена в технике ароматерапии, другая – ароматизаторов не имела. В ароматической книге были использованы ароматы персикового шампуня, а также запах жаркого пламени и настоящего дракона, каким его представляют себе авторы. В его основу лег запах сельдерея.
Произведение, состоящее из трех разворотов, называлось “Крокодил, который не любил воду” и рассказывало о странном крокодиле, которому не нравилось плавать. Взамен этому он хорошо летал и мог извергать пламя. Эти особенности были подробно показаны на иллюстрациях.
После прочтения книги ребятам предложили изобразить на собственном рисунке то, что они запомнили из содержания произведения. Пока дети рисовали за ними постоянно следили операторы и фотографы, запечатлевая все изменения мимики и движений тела, а также заинтересованность в процессе.
– Рисунки анализировались по различным категориям: наличие изображения главного героя, наличие необычного умения этого героя, количество цветов, использованных на рисунке, умение прокрашивать контур, через изображение уметь передать героя, наличие финала истории. Это означает, что ребёнок сохранил внимание до конца. Вот целый перечень критериев, по которым потом рисунки подвергались анализу, – рассказала Ирина Жилавская.
Дети, прочитавшие книги без ароматизаторов, в своих рисунках использовали небольшую цветовую палитру – два/три цвета – определили главного героя, но сделали акценты на чем-то незначительном для сюжета. Сами изображения были практически пустыми.
Рисунки ребят, читавших книгу с ароматами, оказались более красочными и интересными. Дети отметили уникальные умения главного героя, подчеркнули больше деталей и подробностей сюжета, дали необычному крокодилу характеристику. 75% дошкольников из этой группы в принципе изобразили на своих рисунках главного героя – дракона. В то время как в группе “оппонентов” так поступили только 35%.
Видеоматериалы также показали, что ребята, которые прочли книги с ароматами, рисовали с большим интересом, а их юные “коллеги” из другой группы даже успели заскучать. Таким образом, результаты эксперимента позволили экспертам сделать вывод, что использование ароматов действительно способствовало более яркому восприятию содержания, запоминанию и детализации.
– Этот небольшой эксперимент, который конечно же требует продолжения, разворачивания, говорит о том, что в нашей жизни есть масса других способов передачи информации и её восприятия, которые помогают человеку сохранить его человечность. Вот мы с вами всё время говорим про цифру, но сегодня есть мнения, что может быть цифровой способ передачи информации не самый эффективный. И это говорят не гуманитарии, а технари, – отметила Ирина Жилавская.
Она призвала всех беречь и лелеять то человеческое, что отличает нас от всего окружающего мера. И сделать это можно в частности с помощью широкого понимания средств коммуникации.
Само направление, связанное с ароматами и их влиянием на окружающих, интересует исследователей все чаще. Доказано, что люди могут различать триллион обонятельных раздражителей. И это говорит о том, что эта система весьма эффективна, и она гораздо богаче, чем другие.
Ароматизацию помещений уже применяют в образовательных целях. Например, что в американских офисах можно почувствовать запах лимона. Он сокращает количество ошибок. Отмечается, что студенты успешнее сдают экзамены в аудиториях с запахом ландыша и мяты.
Другие эксперименты проводят и в нашей стране. Департамент транспорта Москвы 3 сентября этого года в своем Telegram-канале опубликовал информацию о совместном выпуске библиотеки ароматов, посвященных столичному кинопаркингу. Планируются эксперименты с запахами к кинолентам “Утомленные солнцем”, “Воображаемая любовь”. В Петербурге был очень интересный эксперимент – выставка “Запахи: невидимая красота Петербурга”.
В заключении своего выступления Ирина Жилавская подчеркнула, что ольфакторную способность надо развивать с детства. Проведенный ее командой эксперимент показал, что этот процесс в системе медиаобразования может получить “совершенно законную прописку” и станет весьма эффективным.
Комментарии