Межшкольный учебный комбинат №25 «Центральный» представил на выставке в Департаменте образования свою экспозицию, включающую презентацию концепции создания ресурсного центра НТТУ на базе комбината, а также уже разработанные учащимися проекты с реальными конструкторскими моделями, макет информационного справочника «Развитие научно-технического творчества старшеклассников в профильном обучении». Все эти работы – результат планомерной работы МУКа в течение последних лет.
Педагогический и ученический коллективы МУКа продемонстрировали достижения школьников в московских, всероссийских и международных олимпиадах, выставках и конкурсах. Например, в рамках профильного направления «Современные информационные технологии» был показан проект «Стрекоза и муравей», который занял первое место на II Евразийском телевизионном конкурсе социальных программ и фильмов для подростков и юношества «Я – ЧЕЛОВЕК» в номинации «Анимационный фильм» (Оренбург, октябрь 2008 года). Примером разработки направления «Основы автоматики» стал проект «Пути решения эвакуации при чрезвычайных происшествиях», который на Московской открытой научной конференции школьников «НТТМ – Москва-2008» занял 1-е место и получил Диплом 1-й степени в МГТУ им. Н.Э.Баумана (секция автоматики и робототехники), а также занял 1-е место на 9-й Всероссийской олимпиаде по технологии в номинации «За рационализаторский подход к решению проблем безопасности» (Тамбов, 2008 год). Проект «ОТ ВИНТА!» был участником выставки моделей НТТУ на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2007». Выставку посетил Владимир Путин, который проявил интерес к проекту и задал вопросы разработчику проекта, ученику 7-го класса Даниле Бердникову.
Понятно, что все многочисленные победы детей в конкурсах научно-технического творчества стали возможны потому, что в межшкольном учебном комбинате действует программа развития научно-технического творчества учащихся, разработанная в соответствии с городской целевой программой «Столичное образование-5» и ставшая стратегией развития учреждения на 2009-2012 годы. Разработка и реализация программы стали возможны также в связи с тем, что МУК стал городской экспериментальной площадкой по темам: «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения» и «Разработка новой концепции и учебных программ образовательной области «Технология» для столичного образования. Педагогическое сопровождение технологической предпрофильной и профильной подготовки учащихся».
Организация научно-технического творчества учащихся МУКа основывается на проектной деятельности в образовательной области «Технология» и технологической профильной подготовке. Программа призвана обеспечивать понимание учащимися необходимости развиваться, жить и действовать в условиях нового общества, в котором на первый план при оценке личности выйдут уникальные, прежде всего творческие и интеллектуальные, способности личности.
С 2005 года в «Центральном» введено профильное обучение по индустриально-технологическому и информационно-технологическому направлениям. В состав первого профиля входят такие профильные и элективные курсы, как «Современные электронные технологии», «Основы гидравлики», «Основы автоматики. Пневматические системы управления», «Программируемый логический контроллер», «Современные технологии обработки конструкционных материалов» и так далее. В состав информационно-технологического направления входят курсы «Компьютерное моделирование и индустриальные технологии», «Компьютерная графика», «Web-технологии и компьютерный дизайн». Педагоги комбината предусмотрели возможность введения разнообразных вариантов комбинаций учебных и элективных курсов, занятий по интересам, сегодня около 30 элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11-х классов. К их числу относятся, например, такие элективные курсы, как «Техническое творчество и основы изобретательства», «Компьютерная графика и верстка текста», «Web-технологии», «Основы электротехники», «Основы радиоэлектроники», «Ознакомление и формирование набора знаний о современной инженерии», «Основы предпринимательства и защита интересов собственности», «Программирование и создание изделий на станках с ЧПУ», «Исследование новых принципов построения робототехнических систем».
Сегодня учащимся предлагается уникальная возможность совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности под руководством учителей. В ходе работы педагоги стремятся раскрыть интересы и склонности учащихся к научно-поисковой деятельности, сформировать их научные взгляды. Во внеклассной работе на занятиях кружков НТТ технологического профиля рассматриваются вопросы и проблемы современной инженерной деятельности, осуществляется поддержка школьников в их личном росте, прорабатываются условия успешной социализации и социальной адаптации; принятия решений о продолжении образования в технических колледжах и вузах; самоутверждения в профессиональной деятельности; положительной профессиональной мотивации; развития профессионально важных качеств личности.
Во внеурочное время лаборатории профильного обучения и кабинеты технологии превращаются в творческие мастерские, в которых складываются уникальные условия для общения учащихся между собой и с учителем. Занятия в творческой мастерской отличаются от традиционных форм уроков и способов организации учебной работы. Руководитель кружка особое внимание уделяет индивидуальной работе с учащимися, подбору индивидуальных творческих заданий, не оказывает психологического давления, создает обстановку доверия, применяет различные формы и методы обучения.
К числу приоритетных форм организации внеклассной работы можно отнести технологические элективные курсы, кружки и факультативы в предпрофильной и профильной подготовке; занятия проектной деятельностью; электронную библиотеку, позволяющую вести поиск информации, подготовку проектов и рефератов; подготовку к ЕГЭ по предметам школьной программы, тренировочные компьютерные тестирования; экскурсионную деятельность, профориентационные экскурсии в учебные лаборатории и мастерские МГТУ, МПГУ, музейную и библиотечную деятельность, организацию педагогической практики студентов МПГУ, акцент на развитие НТТ во внеклассной работе.
Ежегодно МУК проводит мероприятия, способствующие развитию научно-технического творчества учащихся. К ним относятся межшкольные праздники, конкурсы проектов, научно-практические семинары и мастер-классы. Кроме того, ежегодно на базе комбината с 2006 года проводится Московская региональная олимпиада школьников по технологии.
Особо следует отметить, что МУК №25 ведет совместную работу с учреждениями высшего профессионального образования по развитию технической творческой деятельности: с факультетом технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета, с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана, с Институтом информатизации образования РАО, с Московским институтом открытого образования.
Одно из главных преимуществ обучения по программе «Развитие научно-технического творчества» МУК №25 – то, что учебный процесс и внеурочная деятельность обеспечены всеми необходимыми инфраструктурными элементами. В МУКе созданы лаборатория современных электронных технологий (электротехники, электроники и автоматики); лаборатория компьютерного моделирования и индустриальных технологий; лаборатория основ автоматики и пневматических систем управления, современных технологий обработки конструкционных материалов; кабинет профессионального самоопределения.
Перспектива в работе педагогического коллектива – участие в IX Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2009 по номинации «Лучшая программа работы направления НТТМ». Выставка проводится в рамках Года молодежи и состоится в июне 2009 года в выставочном комплексе «Россия» на ВВЦ.
Комментарии