search
main
0

Занятие на тему «Реставрация предметов быта. Технологический процесс выполнения ремонта и реставрации».

ПМ 02: «Выполнение технологических операций по обработке металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий»МДК 02.01: «Технология обработки металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий».

Сценарий занятия опубликован в №14 “Учительской газеты” от 5 апреля 2016 года.Ниже приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Оценочный лист

Фамилия, инициалы__________________                    Вид изделия_____________________

Самооценка в баллах

Качество чеканки

Соблюдение

БУТ

Скорость изготовления

Общая оценка качества

Итоговая оценка

Требования к качеству:

Самооценка в баллах – студенты оценивают свою работу, по пятибалльной системе.

Качество чеканки – линии рисунка  должны быть ровные, непрерывные, рельеф должен иметь достаточную высоту в соответствии с замыслом рисунка.

Соблюдение БУТ – оценивает мастер.

Скорость выполнения изделия должно соответствовать поставленным задачам на занятии.

Критерии оценивания деятельности  студентов:

Текущая оценка деятельности по выполнению работы проводится постоянно – студенты заполняют оценочный лист по учету знаний и умений.

Итоговая оценка деятельности заносится в сводную ведомость, которая включает конкретные действия по технологическому процессу изготовления изделия.

Сводная  ведомость служит для оценки работы. Она представлена в виде таблицы, состоящей из пяти столбцов:

–   первый столбец – «Самооценка в баллах»;

– во втором столбце «Качество чеканки» отмечаться, какие конкретные качества  необходимо совершенствовать, если студенты неправильно выполнили требуемые действия;

–  в третьем столбце «Соблюдение безопасных условий труда» оценивается соблюдение БУТ;

–   в четвертом столбце оценивается скорость изготовления;

–  в пятом столбце – общая оценка качества, ее экспертная группа ставит за общий внешний вид изделия, завершенность.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Приемы выполнения переноса рисунка на металл и расходки контуров рисунка.

Практичный способ перевода рисунка на металл: кусочком пластилина цилиндрической или шаровидной формы следует равномерно прокатать по поверхности металла, после чего наложить копирку и через нее перевести контуры рисунка.

Линии рисунка четко видны на металле, в процессе работы они не стираются, следовательно, их не надо закреплять лаком. В то же время чекан легче скользит по листу, так как пластилин выполняет роль своеобразной смазки.

Выполнение расходки контуров рисунка

В плоскорельефной чеканке обводка контуров может проходить по-разному. Можно всю работу выполнить с помощью одного чекана, имеющего в боевой части плоский кружок диаметром 1-3 мм.  В этом случае контуры простукиваются на жесткой (стальной)  плите этим чеканом. Точки ставятся плотно друг к другу но, не перекрывая одна другую. Однако чаще всего контуры рисунка обводятся сплошной линией, подчеркивающей четкость изображения и отделяющей детали чеканного рельефа. Обводить контуры можно расходником или «утюжком». В этом случае основа под листом металла должна быть вязкой,  податливой (плотная резина, войлок, торец мягкой породы дерева, например, липы, осины, ольхи и даже сосны, мешок с песком, свинцовая пластина; можно воспользоваться ящиком с застывшей ровным слоем смолой).

Чекан-расходник держат с небольшим наклоном от себя, чтобы он стоял на линии дальней точкой, чуть приподняв переднюю часть боя. Легкими частыми ударами молоточка чека ведут по линии вперед на себя. Все повороты, изгибы, волнистые участки контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана в сторону (внутрь закругления). При обводке контуров «утюжком» инструмент зажат в кулаке, а другой рукой нужно удерживать чеканку и одновременно указательным большим пальцами подворачивать кончик давильника, направляя его движение по намеченным линиям. Работа «утюжком»-давильником сопряжена с большими физическими усилиями. Рельеф на металлическом листе получается за счет уплотнения и одновременно опускания участков фона. Эту работу можно выполнить на поверочной плите. Используется чекан – сточенный кернер. Часто следы чекана как бы оконтуривают очертания рисунка, постепенно отступая и заполняя все пространство фона. За время обводки контуров и опускания фона металлическая пластинка после множества ударов чеканом успела нагартовываться, т. е. стать хрупкой, потерять эластичность. Чтобы вернуть ей пластические свойства, нужно ее равномерно отжечь, осветлить, а затем выровнять. Чеканку кладут на ровную стальную плоскость и с помощью деревянных чеканов выравнивают фон так, чтобы он всеми точками касался плиты. В зависимости от площади, занимаемой углубленными частями чеканки, металл может нагартовываться в большей или меньшей степени, тогда края его начинают заворачиваться, весь он коробится, скручивается. Поэтому отжигать лист нужно периодически, снимая внутреннее напряжение. Если чеканят на жести, то рельеф можно делать как на стальной плите, так и на других основах – свинцовой пластине, торце твердых пород дерева. При работе на стальной плите диаметр кружка боевой части чекана не должен превышать 2 мм.  В этом случае фон расплющивается, уплотняется, а нетронутые места как бы мягко «вспухают» над ним. Если диаметр боевого круга чекана будет больше, то ударов легким молоточком будет недостаточно для уплотнения жести. Чеканка получится вялой, с низким, расплывчатым рельефом. Когда чеканят на вязкой основе, то диаметр круга чекана может быть до 4-5 мм, так как металл здесь не уплотняется, а тянется, за счет чего и создается рельеф.

Нима-Цырен Будажапова, мастер производственного обучения колледжа традиционных искусств народов Забайкалья, Республика Бурятия, победитель XVIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте