search
main
0

Занков из когорты бессмертных

Занков из когорты бессмертных

Ошибка ученика – счастливый случай для учителя, так как дает возможность совместного поиска истины

Как и в каком направлении развивается сейчас педагогический опыт? Мои собеседницы – глава Иркутского городского научно-методического центра Людмила Ивановна Тарасова и методист Альбина Павловна Новикова – считают, что самое характерное – масштабное обновление содержания обучения, авторские программы, целые блоки новых предметов. А методы? Мнение единодушное – самое значительное явление в отечественной педагогике последних десятилетий – система развивающего обучения академика Леонида Владимировича Занкова. Идея, система, педагогика – трудно сказать, какое из этих понятий более точно соответствует этому явлению. Недавно услышала такое определение – “педагогическая революция Занкова”. И оно, пожалуй, самое точное.

Школа не может существовать вне реалий общественной жизни. “Школа вне политики есть ложь и лицемерие” – бескомпромиссно звучит, но ведь правда. И в шестидесятые возникла ситуация, когда обновление общественного сознания потребовало от школы кардинальных перемен.

Изменилась роль учителя, который чувствовал себя полным хозяином ребячьих душ и требовал беспрекословного подчинения. Пошатнулся главный метод обучения – репродуктивный: воспроизведи (слова учителя, текст учебника), подгони по образцу… Осколки этого – делай так, думай так – до сих пор шелестят в наших учебниках. Стала давать трещины государственная методика воспитания, основанная на вколачивании лозунгов и догм и бездумном восприятии всего, исходящего сверху.

Колоссально изменилась роль ученика, он перестал быть лишь обьектом педагогических деяний. Ему вдруг дозволили немыслимое – вступать в спор с учителем, отстаивать свою точку зрения. Помню, какие страсти разгорались по поводу права ученика на ошибку.

Ошибка ученика – счастливый случай для учителя, утверждал Занков, так как дает возможность совместного поиска истины – в рассуждении, в полемике, в процессе. Помню, какое яростное неприятие вызвал этот занковский парадокс у легиона учителей, привыкших реагировать на ошибку однозначно – наказанием. А если политическая? Что-то брякнул, не думая (а может, наоборот, думая). Страшно представить, чем это могло для подростка обернуться.

Родись педагогика Занкова на десять лет раньше – с ее принципами осознанного восприятия мира, самостоятельности в поисках истины, старым, но вечным постулатом “Подвергай все сомнению”, – ее бы, возможно, затоптали. Просто не дали ходу. Она пришлась ко времени.

А потом, в 70-е, интерес к ней вдруг стал гаснуть. Что же случилось? Изменилась ситуация в стране, оптимистическая жажда творчества 60-х вошла в противоречие с реалиями застойного времени. И динамичная идея творческого развития и продвижения личности в этой малоподвижной среде стала задыхаться. Людмила Ивановна Тарасова считает, что учителя 60-70-х в массе своей просто не смогли потянуть систему Занкова, перестройка методических принципов оказалась для них непосильной.

Но зерно-то уже было брошено, и из него выросло огромное дерево. И хотя ствол ушел в тень, ветви и листья продолжали расти. Педагогика сотрудничества – сначала прекрасная ветвь, “полная цветов и листьев”, потом молодое дерево, которое стало расти не только в школьных стенах, а на вольном воздухе жизни, – везде, где вместе со взрослыми, принимая их ласку и помощь и обогащая их самих, рос ребенок.

Появлялись дети, которым педагогика Занкова давала возможность двигаться быстрее – родилось ускоренное обучение. Поиск взаимосвязи явлений окружающего мира – интегрирование предметов… Вдруг откуда-то из “инженерии” бросили в школу теорию решения изобретательности задач. Школа задвигалась, задышала, стали расползаться по швам застывшие конструкции уроков.

Альбина Павловна Новикова высказывает довольно интересное мнение: учителя, которым не хватало сил работать по целостной системе Занкова, стали дробить и “расхватывать ее по кусочкам”. Появились настоящие мастера проблемных ситуаций, эвристических бесед.

Сейчас все это собирается воедино. Почему система Занкова получила второе дыхание? Ее вновь востребовали политическая ситуация, обновление общественного сознания, демократическая революция. Задачи образования стали иными или, как говорит Альбина Павловна, “изменилось целеполагание”.

В 1992 году 15 иркутских учителей окончили специальные курсы в научно-методическом центре и стали работать по системе Занкова. Выдержали “чистоту эксперимента” только восемь. Семеро все же вернулись к традиционной методике.

Летом центр провел основательные курсы, выпустил пособия, раздобыл литературу. Это была ситуация, когда ничего не надо было навязывать, учителя сами почувствовали, что система Занкова дает огромную реальную отдачу. Сейчас в Иркутске уже 100 начальных “занковских” классов. Ребята из тех первых восьми не повисли в воздухе, пришли к предметникам, которые тоже прошли специальные курсы по методике Занкова.

Было бы неразумно богатейшую идею развивающего обучения ограничивать рамками начальной школы. Она вообще всеобьемлюща.

Итак, результаты этого бурного всплеска. Альбина Павловна разворачивает на столе таблицы – анализ качества знаний в “занковских” и “традиционных” классах. Давалась одна и та же работа по математике, требующая нестандартных решений. В занковских классах ее выполнила примерно половина учащихся – 57, 43, 49 процентов. В обычных (причем сильных) – один-два ученика, был даже случай, когда класс весь целиком от работы отказался.

“Отслеживание”, “контрольные срезы” – термины неудобоваримые, но надо отдать справедливость – точные. Без этого постоянного кропотливого “отслеживания” опыт будет развиваться медленно и спонтанно.

Удержать одному методисту в поле зрения 100 классов, конечно, невозможно. В центре нет даже компьютера, в который можно было бы заложить базу данных. Все в бумагах. И в голове.

Мои собеседницы называют десятки учителей, у которых занковская система идет “на ура” – и у каждого своя изюмина, свой почерк.

Организовать учебный процесс так, чтобы новое не было напрямую вложено в ребячьи головы, а рождалось ими самими в результате сложных мыслительных процессов, – такая работа требует солидной научной базы, мобильного типа мышления и огромной трудоспособности.

Занковский опыт индивидуален, механически перенести его от одного учителя к другому нельзя. Надо освоить идею опыта, а потом искать пути ее реализации самостоятельно.

Но это вовсе не исключает творческое общение друг с другом, взаимопомощь. В Иркутске создан клуб учителей, работающих по методике развивающего обучения, – “Занковец”. Учителя собираются раз в месяц, работают, разбившись на группы или вместе. Занятия то теоретические, то практические – как пошла тема, раздел. Уроки записывают на магнитофон, иногда снимают кинокамерой.

Фактор непредсказуемости на уроках по Занкову огромен. Смешно вспоминать поурочные планы, куда вписывались предполагаемые ответы детей. Как пойдет поиск истины, предугадать невозможно. Иногда ребенок открывает в изучаемом такие неожиданные качества, что учитель в изумлении. Занковцы “коллекционируют” неожиданные и остроумные ребячьи находки.

Каждый год в Иркутске проходит конкурс уроков по системе Занкова. Зинаида Николаевна Скибина из 28-й школы, Наталья Петровна Олейникова из 25-й – в категории мастеров.

Иркутский научно-методический центр тянет огромную ношу, и с каждым годом проблема усложняется. Наплывает перестройка методики уже в старших классах. Конечно, все это не на пустом месте. Годы поисков, проб и ошибок не прошли бесследно. Время собирать те самые фрагменты, части, по которым шло освоение.

Не всем система дается в руки, но, начав, попробовав, творческий учитель уже не может от нее отказаться. Интересно работать по Занкову. Чувство освобождения от привычной монотонной рутины несравнимо ни с чем.

Виктория ГАЛКИНА

Иркутск

С севера на юг и с востока на запад

С севера на юг и с востока на запад

Многие школы считают себя единственными и неповторимыми, а познакомившись с другими, вдруг находят среди них своих близнецов

“Всю станцию мне перекрыли – пройти невозможно! – с возмущением подумала дежурная, и терпение ее кончилось. – Вы почему здесь митинг устроили? – грозно спросила она и, не слушая ответа, добавила: – Уходите, а то милицию вызову!”

Вряд ли два дежурных милиционера смогли бы арестовать такое количество директоров, завучей и кураторов московских негосударственных образовательных учреждений. Вели они себя вполне прилично. Просто встречались этим декабрьским утром в условленном месте, дабы отправиться на семинар – в однодневный поход, в гости к нескольким “северным” НОУ.

В ноябре прошлого года они побывали на юге столицы. И теперь в новом году эстафета “хождения в гости” будет передаваться от одного учебного округа другому. А руководители НОУ увидят собственными глазами, что же представляет собой московская система негосударственного образования в целом.

Исследование Московского департамента образования показало, что НОУ практически не владеют информацией, в каком направлении работают их коллеги, существует ли подобный им опыт и каков его уровень. К сожалению, в большом городе люди и соседей-то по подьезду часто не знают. Что уж говорить о коллективах частных школ, расположенных в противоположных концах Москвы. Многие считают себя единственными и неповторимыми, а познакомившись с другими, вдруг находят среди них близнецов-братьев.

К тому же каждый месяц в Москве появляются все новые и новые НОУ. Если 1 декабря 1995 года их было 220, то к 1 января 96-го к ним прибавилось еще 15, только что получивших лицензию.

По количеству НОУ лидируют Центральный (49) и Южный (33) учебные округа.

В Северном округе 29 НОУ. Обучение в них стоит от 200 до 1000 долларов в месяц. Несмотря на это, потребность в них очень велика, и свободных мест нет.

“Северный” – округ старой застройки. Государственные школы переполнены. В них – по 1500-1800 учащихся. В классах по 35-37 человек. У расположенных здесь частных школ проблем тоже хватает. Многие не имеют достаточной для нормальной работы площади, полностью укомплектованной материальной базы, вынуждены вести занятия во вторую смену.

По возможности окружное управление старается помочь и государственным и негосударственным образовательным учреждениям.

В прошлом году 6 НОУ предоставили помещения. В экспертном совете округа есть представитель от “негосударственников”. Частные школы могут включиться в опытную работу округа и войти в число окружных экспериментальных площадок.

В 1995-1996 учебном году МДО и МИПКРО разработали программу повышения квалификации руководителей НОУ, отражающую специфику их работы.

Семинары, которые проводит для НОУ Департамент образования, а также практическая и теоретическая учеба на базе МИПКРО, – бесплатные.

Входное тестирование обучающихся там руководителей НОУ показало, что 39% от общего числа руководителей-слушателей курсов уверенные в себе и компетентные люди. Однако они испытывают недостаток в конкретных умениях и навыках организации своей деятельности.

32% руководителей в своих силах не уверены. У них идет процесс уточнения собственных ценностей и самоопределения в профессиональном поведении.

7% – абсолютные новички, которые только учатся искусству руководства и отрабатывают свой стиль.

Во время учебы руководители НОУ смогут познакомиться с опытом работы лучших государственных и негосударственных образовательных учреждений. Обратиться к вопросам методологии, возрастной педагогики, компьютеризации и нового содержания образования, общим вопросам управления образовательным учреждением.

Участники декабрьского семинара познакомились с опытом работы “северных” НОУ: школы-колледжа “Полярная звезда”, гимназии “Талисман”, школы “Муми-тролль”, социально-экономического колледжа и пансиона “Розовый слоненок”.

В следующий раз они соберутся в конце февраля и отправятся в гости на северо-эапад Москвы. И нет сомнений в том, что, когда эстафета ознакомительных семинаров пройдет по всем десяти столичным округам, у многих частных школ появятся новые друзья. И такие встречи будут продолжаться. Но уже вне зависимости от даты “открытых дверей” – по собственному желанию.

Ольга КУТАСОВА

Родители и учащиеся НОУ Северного округа Москвы

удовлетворены

удовлетворены

– малой наполняемостью классов (60%)

– индивидуальным подходом к детям (40%)

– комфортностью обучения (30%)

– высокой квалификацией педагогов, психологов (45%)

– хорошими взаимоотношениями педагогов с детьми (микроклимат) (70%)

– высоким уровнем образовательной подготовки (35%)

– разнообразием образовательных услуг (30%)

не удовлетворены

не удовлетворены

– высокой платой за обучение (10%)

– отсутствием требовательности (5%)

– перегрузкой учащихся (10%)

– обучением во вторую смену (10%) (По данным на 1.10.1995 г.)

NB!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте