Гостем второго дня IV Всероссийского конкурса \”Успешная школа\” стала заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова. Она выступила перед учениками, педагогами, родителями и руководителями школ с лекцией \”Проектный офис: методы, возможности, перспективы\” и ответила на их вопросы.
Гостей и конкурсантов приветствовал Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка \”Вклад в будущее\”, который в этом году наряду с \”Учительской газетой\” является организатором \”Успешной школы\”.
– Сегодня в стране существует уже большая сеть \”Кванториумов\”. Эта идея принадлежит Марине Николаевне. Она была одним из тех, кто реализовывал идею правительства о проектных офисах, и руководила очень большим офисом до того, как пришла в Министерство просвещения, – напомнил Петр Положевец, представляя Марину Ракову.
С 2016 года она возглавляла офис приоритетного проекта \”Доступное дополнительное образование для детей\”, в рамках которого создавались \”Кванториумы\”. В 2018 году Марина Ракова стала у руля проектного офиса нацпроекта \”Образование\”. Выступая перед слушателями, заместитель министра рассказала, как работать в команде так, чтобы большой проект действительно стал успешным.
Так, она рекомендовала установить определенные ограничения внутри срока, отвеченного на реализацию проекта – выделить отрезок времени на спринт, в рамках которого цели и задачи меняться не могут. При этом по завершении спринта и после оценки достигнутых результатов задачи могут быть пересмотрены.
Обязательными условиями работы в проектной команде Марина Ракова назвала единую информационную среду (\”Каждый участник должен обладать всей полнотой и достоверностью информации\”) и абсолютное доверие.
Замглавы Минпросвещения также дала практические советы разработчикам проектов. Так, проводить корокие совещания для синхронизации работы и обмена информацией необходимо стоя ввиду физиологических причин. Подводить итоги с фиксацией негативных иположительных результатов лучше раздельно. Если от команды требуется креативность, необходимо отключиться от всего остального.
– Это единственный момент, когда многозадачность и возможность многоканального восприятия информации должны полностью быть отключены. Если вам в задании предстоит создать что-то новое, я бы предложила отвлеченное занятие для команды на 20-25 минут любыми форматами, главное, чтобы это действительно отключало мозг: послушать музыку, полежать или сделать асану, – пояснила Марина Ракова.
Еще один момент, на который обратила внимание заместитель министра: команда – это всегда не \”я\”, а \”мы\”. Однако, даже создав команду, не стоит ограничиваться только ее ресурсами.
– При решении задачи ограничения ресурсов нет. Есть и звонок другу, и обращение к партнеру, к эксперту – это все возможно. Жизнь – это открытое пространство, где можно пользоваться всеми ресурсами, до которых вы можете дотянуться. А дотянуться до любого ресурса по правилу шести рукопожатий можно за очень короткое время, в том числе, до президента страны, – добавила она.
Подробнее с выступлением Марины Раковой можно ознакомиться по ссылке.
После лекции педагоги и школьники задали замглавы Минпросвещения России свои вопросы. Отвечая на них Марина Ракова высказала мнение, что будущее нашего образования должно лежать в русле конвергенции. \”Невозможно и не нужно биологию изучать отдельно от химии, физику отдельно от химии. И совершенно необходимо научиться применять актуальные знания в одной области в совершенно другой. Причем они могут даже не находиться на стыке\”, – убеждена она.
В топ-3 навыков XXI века Марина Ракова включила критическое мышление, командность и креативность.
Одиннадцатиклассник школы №1409 Даниэль затронул актуальную для выпускников тему ЕГЭ. Он назвал экзамены в российской школе \”стрессовызывающими\” и отметил, что абитуриенты подходят к первому курсу вуза \”эмоционально изможденными\”.
– Что с этим можно сделать и планируется ли? – поинтересовался Даниэль.
Марина Ракова предпочла ответить как мама и как учащаяся, подчеркнув, что ее слова не являются позицией Минпросвещения.
– Я своему сыну говорю, что абсолютно наплевать, какая оценка на экзамене, на контрольной работе, самое важное – ты понимаешь или нет. В 11-м классе, конечно, экзамен формирует следующий шаг в твоей жизни, поэтому ответственность создает стрессовое состояние. В большей степени я считаю, что паранойю создают родители. Родители определяют нашу успешность своими критериями качества жизни. Они хотят, чтобы у нас была красивая квартира, шикарная машина, прекрасная жена, и этим определяют то, куда нам необходимо поступить, а значит, на какое количество баллов необходимо сдать ЕГЭ, – прокомментировала заместитель министра.
Она посоветовала школьникам критически подходить к словам взрослым, не поддаваться паническим настроениям и все пропускать через собственное представление о том, каким должен быть мир. \”Ни я, ни ваши родители, ни учителя не знаем, каким этот мир будет, и не будем его делать. Его будете делать вы\”, – обратилась она к школьникам.
Как ученица (\”потому что учусь всю жизнь\”) она заявила, что в ЕГЭ нет ничего страшного: \”Я ежегодно обязательно решаю информатику и математику и ничего страшного не нахожу. Да, начиная с С3 – задания близкие к олимпиадному уровню. Но если ты знаешь, что готов к этому, нет ничего сложного. Это просто фиксация знаний. В связи с этим я отрицаю натаскивание\”.
Петр Положевец, в свою очередь, заявил, что, по его мнению, по крайней мере одну контролирующую процедуру нужно отменить – всероссийские проверочные работы. На его слова \”Думаю, что придет время, когда мы от них откажемся\” зал отреагировал аплодисментами.
В завершение Петр Положевец обратился к ученикам, процитировав академика Александра Минца:
– Нашпигованный знаниями ребенок, ученик напоминает фаршированную рыбу, но эта рыба не может плавать. Мы вам желаем, чтобы вы умели плавать в безграничном океане информации и летать в небесах неопределенности.
Испытанием второго дня финала IV Всероссийского конкурса стал \”Проектный офис\”. Финалистов с помощью жеребьевки разделили на восемь команд-пар. В течение первой половины дня они работали над решением проблемы, с которой столкнулась команда – партнер при реализации своего проекта, после чего представили результаты на суд коллег и экспертов.
27 февраля – заключительный день конкурса. С утра участников ждет третье испытание \”Форсайт-сессия\”, в рамках которого команды продемонстрируют навыки системного и оперативного анализа траекторий обновления общего образования, формирования образов желаемого и возможного будущего, моделирования реалистичных и эффективных траекторий продвижения к заданной цели. Завершится финал церемонией закрытия и награждением призеров и победителей конкурса.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии